- АВАНГАРД
-
АВАНГАРД (франц. avantgard — передовой отряд), течение в кинематографе, тесно связанное с новаторскими тенденциями, получившими развитие в европейском театре, живописи и литературе 1920-х годов во Франции, Германии, России.
Французский киноавангард обращался к опыту живописи — импрессионизма («Лихорадка» Л. Деллюка (см. ДЕЛЛЮК Луи), 1922; «Верное сердце» Ж. Эпштейна, 1921; «Дочь воды» Ж. Ренуара (см. РЕНУАР Жан), 1924), сюрреализма («Раковина и священник» Ж. Дюлак, 1924; «Андалузский пес (см. АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС)» и «Золотой век» Л. Бунюэля (см. БУНЮЭЛЬ Луис) в сотрудничестве с Сальвадором Дали, 1928 и 1930), абстракционизма («Пять минут чистого кино» А. Шометта, 1926; «Механическая фотогения» Жана Гремийона, 1925). Поиски «чистого киноритма», однако, увязывались с французской традицией сюжетного кино («Антракт» Рене Клера (см. КЛЕР Рене) , 1925). За исключением Бунюэля и Дали, авторы киноавангарда не проявляли интереса к социальным темам, революционность французского авангарда исчерпывалась попыткой эпатажа буржуазной публики посредством новаторской формы. Придя к закату в начале 1930-х годов, авангард тем не менее оказал грандиозное влияние на таких мастеров кино, как Бунюэль и Жан Кокто (см. КОКТО Жан), а фильм «По поводу Ниццы» не входившего ни в какие движения Ж. Виго (см. ВИГО Жан) ныне причисляют к числу шедевров «киноавангарда по-французски».
Немецкий авангард начал с «оживления» абстрактных изображений. Все четверо его крупнейших представителей (В. Эггелинг, Х. Рихтер, О. Фишингер, В. Рутманн) были художниками-абстракционистами. В 1919 году Эггелинг первым из них снял «Вертикально-горизонтальную мессу», потом в сотрудничестве с Рихтером — «Вертикально-горизонтальную симфонию» (1920) и, наконец, «Диагональную симфонию» (1922). А «Ритм 21, 24 и 25» (1926) Рихтера, «Опусы, 1—4» (1923—1925) Рутманна, «Упражнения 6—8 и далее» (1929—1932) Фишингера экспериментировали с кинематографическим ритмом, используя движение абстрактных картинок и во многом прокладывая путь современной анимации. Эггелинг умер в 1925 году. Фишингер и Рихтер с конца 1930-х годов работали в США, где Рихтер всерьез занимался вопросами теории искусства кино. Рутманну удалось вырваться за пределы абстракционистского авангарда, используя его лучшие приемы, когда он снял фильмы «Берлин — симфония большого города» (1927) и «Мелодия мира» (1929), ставшие классикой мирового кино.
Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью, поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова (см. ВЕРТОВ Дзига)), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) и Л. Трауберга (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович)). Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах — историко-революционном (С. Эйзенштейн (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), А. Довженко (см. ДОВЖЕНКО Александр Петрович)), комедийном (Л. Кулешов (см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович)). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.
Дмитрий Савосин
Энциклопедия кино. 2010.