КУБРИК Стенли

КУБРИК Стенли

КУБРИК (Kubrick) Стенли (26. 07. 1928 — 07. 03 1999), американский режиссер.
Детское увлечение фотографией уже к 17 годам привело Кубрика в ряды фотографов-профессионалов и в штат журнала «Лук». В 1950 Кубрик уходит из журнала, чтобы осуществить мечту детства и снять свой первый — документальный — фильм «День боя» (Day Of The Fight, 1951). В 1953 дебютирует художественным фильмом «Страх и желание» (Fear And Desire), снятым для фирмы РКО на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную производственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм «Поцелуй убийцы», где снова выступал в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.
Криминальная драма «Убийство» (The Killing, 1956), первая работа Кубрика, где он не был стеснен бюджетом, впервые привлекла к нему внимание критики. Его следующий фильм, антивоенная драма «Пути славы» (Paths Of Glory, 1957) стал событием благодаря остроте и сарказму, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы Первой мировой войны, и привел к фактическому запрету на показ картины в Европе. В течение двух лет Кубрик не имел работы, и в 1960 был вынужден заканчивать начатый Э. Манном монументальный фильм «Спартак» (Spartacus) по сценарию Г. Фаста. Несмотря на успех в прокате, высокий профессиональный уровень постановки и не свойственную большинству «супер-колоссов» глубину психологических характеристик, Кубрик в 1961 переезжает в Англию, чтобы избежать конфликтов с голливудским «истеблишментом» и студийной системой, раздраженными его независимостью и стремлением быть автором своих работ в полном смысле слова.
В 1962 режиссер выступает с экранизацией нашумевшего романа В. Набокова «Лолита» (Lolita). Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика, обвинявшая прежде в цинизме, заговорила о склонности Кубрика к «черному юмору». Как показал следующий фильм режиссера «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу» (Dr. Strangelove Or: How I Learned To Stop Worrying And Love The Bomb, 1964), правильнее было бы говорить о трагическом видении мира, продиктовавшем обращение к трагифарсу как наиболее адекватному современной реальности жанру. Политическая сатира в форме «черной комедии», «Доктор Стрейнджлав» высмеивал фанатизм и тупость «ястребов» по обе стороны «железного занавеса», нисколько не преувеличивая реальной опасности курса на «сдерживание» и показывая ядерный Апокалипсис как естественный итог той глупой эксцентриады, в которую обратилась политика великих держав.
Следующая картина Кубрика, грандиозная фантастическая эпопея «Космическая Одиссея, 2001» (2001: A Space Odyssey, 1968, по А. Кларку) завоевала премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. Завораживающая красота и мощь изображения мира, открывающегося человеку эпохи выхода в открытый космос, и техники, созданной им и бросающей ему вызов, не снимает обвинения в двойственности идеи картины, утверждавшей верховенство космического разума и ограниченность человеческого познания и возможностей.
Наиболее значительная работа Кубрика «Механический апельсин» (A Clockwork Orange, 1971, по Э. Берджесу) подводит итог авторским размышлениям о современной цивилизации, человеческой морали и социальных перспективах общества. Невероятная в своей абсурдной жестокости «одиссея» молодого садиста Алекса позволяет соединить в одном фильме стилистику «черной» комедии и драмы, превращая героя из палача в жертву и наоборот. Трагическая концепция неистребимости заложенного в человеке зла, которое обретает все больше свободы в рамках технически высокоразвитого, но духовно вырождающегося общества, и пессимистическое отношение к перспективам насильственного уничтожения зла благодаря новым технологиям предопределили обвинения в цинизме и даже в фашизме, однако безвыходность ситуации, в которой оказываются и герой, и общество мотивирована безупречно.
В 70-е годы Кубрик обращается к жанру экранизации («Барри Линдон», Barry Lyndon, 1975, по У. Теккерею) и фильмов-ужасов («Сияние», The Shining, 1980, по С. Кингу), добиваясь все большего пластического совершенства в изображении внутреннего мира человека и его подсознания. «Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket, 1987) посвящена теме войны во Вьетнаме и осуждению милитаризма. После долгого перерыва в 1999 поставил мрачную семейную драму «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut) с Н. Кидман и Т. Крузом в главных ролях. Фильм стал последней работой режиссера. Умер в Харпендене.
Владимир Утилов

1951 ДЕНЬ БОЯ / DAY OF THE FIGHT режиссер, монтажер, оператор, звук
1951 FLYING PADRE режиссер, монтажер, оператор, звук
1952 THE SEAFARERS режиссер, оператор
1953 СТРАХ И ЖЕЛАНИЕ / FEAR AND DESIRE продюсер, режиссер, соавтор сценария, монтажер, оператор
1955 KILLER"S KISS продюсер, режиссер, соавтор сценария, сюжет, монтажер, оператор
1956 УБИЙСТВО / THE KILLING режиссер, сценарист
1957 ПУТИ СЛАВЫ / PATHS OF GLORY режиссер, сценарист
1960 СПАРТАК / SPARTACUS (см. СПАРТАК (1960)) режиссер
1962 ЛОЛИТА / LOLITA (см. ЛОЛИТА (1962)) режиссер
1964 ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ / DR. STRANGELOVE OR: HOW I LEARNED TO STOP WORRYING AND LOVE THE BOMB продюсер, режиссер, сценарист
1968 2001 ГОД: КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ / 2001: A SPACE ODYSSEY продюсер, режиссер, сценарист, спецэффекты
1971 ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН / A CLOCKWORK ORANGE продюсер, режиссер, сценарист, досъемки
1975 БЭРРИ ЛИНДОН / BARRY LYNDON продюсер, режиссер, сценарист
1980 СИЯНИЕ / THE SHINING продюсер, режиссер, соавтор сценария
1987 ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА / FULL METAL JACKET продюсер, режиссер, сценарист
1999 EYES WIDE SHUT режиссер, сценарий, продюсер

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "КУБРИК Стенли" в других словарях:

  • КУБРИК Стенли — (Kubrick) (26 июля 1928 7 марта 1999, усадьба Чайлдуикбери, близ Сент Олбанса, Хартфордшир, Англия), американский кинорежиссер. Детское увлечение фотографией уже к 17 годам привело Кубрика в ряды фотографов профессионалов и в штат журнала «Лук».… …   Энциклопедический словарь

  • Кубрик, Стенли — Стэнли Кубрик Stanley Kubrick Автопортрет Дата рождения: 26 июля 1928 Место рождения: Нью Йорк, США …   Википедия

  • Кубрик Стенли — Стэнли Кубрик Stanley Kubrick Автопортрет Дата рождения: 26 июля 1928 Место рождения: Нью Йорк, США …   Википедия

  • Кубрик — Кубрик: В Викисловаре есть статья «кубрик» Кубрик (судостроение)  единое жилое помещение для команды на корабле. Зачастую просто пространство между орлоп палубой (самой нижней палубой) и гондеком. Кубрик (игрушка) (англ. Kubrick) … …   Википедия

  • Кубрик, Стэнли — Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив …   Википедия

  • Кубрик С. — Стэнли Кубрик Stanley Kubrick Автопортрет Дата рождения: 26 июля 1928 Место рождения: Нью Йорк, США …   Википедия

  • Кубрик Стэнли — Стэнли Кубрик Stanley Kubrick Автопортрет Дата рождения: 26 июля 1928 Место рождения: Нью Йорк, США …   Википедия

  • Кубрик, Стэнли — (Kubrick, Stanley)    Режиссер, сценарист, продюсер, Родился в НьюЙорке 26 июля 1928 г., умер 7 марта 1999 г. в Лондоне.    С. Кубрик режиссер с мировым именем. Несмотря на то, что за 40 с лишним лет работы в кино он выпустил лишь 12 фильмов, его …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Кубрик, Кристиана — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кубрик. Кристиана Кубрик Christiane Kubrick Имя при рождении: Christiane Susanne Harlan Дата рождения: 10 мая 1932 …   Википедия

  • Кубрик (игрушка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кубрик. Базовый кубрик Кубрик (яп. キューブリック Кю:бурикку …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»