- КОМИТЕТ ДЕВЯТНАДЦАТИ
-
«КОМИТЕТ 19-ТИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1972, цв., 162 мин.
Политический памфлет.
В кинотеатрах в начале 1973 года картина смотрелась не без увлечения — чуть ли не как первый образец отечественного экологического фильма-катастрофы. Впрочем, сдобренного изрядной долей политической конъюнктуры с обвинениями в адрес беспринципных американских ученых, вопреки запретам продолжающих разрабатывать и совершенствовать бактериологическое и химическое оружие, а также против строящих злые козни недобитых нацистов. Комитет 19-ти, один из рабочих органов ООН, устав от бесплодных дискуссий, направляет в Африку экспедицию из шести человек во главе с советским профессором Смоленцевым, чтобы на месте изучить вспышку неизвестной эпидемии. Парадоксально, что наш «Комитет 19-ти» двадцатипятилетней давности можно объявить не только предтечей современного американского кинохита «Эпидемия» (в нем тоже отнюдь не ангелами выглядят штатовские военные, скрывающие суть своих опасных экспериментов), но и экранным пророчеством по поводу эпидемии Эбола. Во всяком случае, сцены в очаге эпидемии производят впечатление, особенно если принять в расчет, что студия «Мосфильм», куда был приглашен Савва Кулиш после того, как критики и зрители с энтузиазмом восприняли его ленфильмовский дебют «Мертвый сезон» (уже там один из сценаристов Александр Шлепянов заявил об угрозе «химического шантажа»), явно не располагал такими средствами и техникой, как немец Вольфганг Петерсен во время съемок «Эпидемии» для голливудской кинокомпании «Уорнер Бразерс». Однако сравнивая лирические линии этих лент (в «Комитете 19-ти» — это отношения Смоленцева со своей дочерью Наташей, зачем-то отправившейся вместе с ним в эту поездку в Африку), нельзя не отметить с сожалением, что в американской «Эпидемии» лучше умеют благодаря частной истории героев эмоционально растрогать зрителей, особенно женскую часть аудитории, не так уж любящую политические триллеры с гипотетическим допуском относительно смертельной опасности для всего человечества. Зрительский успех — по 17, 1 млн. на серию.
В ролях: Николай Засухин (см. ЗАСУХИН Николай Николаевич), Светлана Смехнова (см. СМЕХНОВА Светлана), Юри Ярвет (см. ЯРВЕТ Юрий Евгеньевич), Мадлен Марион, Наум Шопов, Юрис Стренга (см. СТРЕНГА Юрис), Волдемар Пансо (см. ПАНСО Волдемар Ханс), Александр Вокач (см. ВОКАЧ Александр Андреевич), Башир Туре, Станислав Ландграф (см. ЛАНДГРАФ Станислав Николаевич), Георгий Тейх (см. ТЕЙХ Георгий Николаевич), Леонид Недович (см. НЕДОВИЧ Леонид), Альфред Видениек (см. ВИДЕНИЕК Альфред), Аконио Лоло, Вадим Медведев (см. МЕДВЕДЕВ Вадим Александрович), Николай Бурляев (см. БУРЛЯЕВ Николай Петрович).
Режиссер: Савва Кулиш (см. КУЛИШ Савва Яковлевич).
Авторы сценария: Сергей Михалков (см. МИХАЛКОВ Сергей Владимирович), Александр Шлепянов (см. ШЛЕПЯНОВ Александр), Савва Кулиш (см. КУЛИШ Савва Яковлевич).
Операторы: Константин Бровин (см. БРОВИН Константин), Владимир Фастенко (см. ФАСТЕНКО Владимир), Борис Травкин (см. ТРАВКИН Борис Тихонович).
Художник-постановщик: Леонид Перцев (см. ПЕРЦЕВ Леонид Леонидович).
Композитор: Олег Каравайчук (см. КАРАВАЙЧУК Олег).
Звукорежиссер: Владимир Крачковский (см. КРАЧКОВСКИЙ Владимир Васильевич).
Монтаж: Роза Рогаткина.
Энциклопедия кино. 2010.