КОМИССАР


КОМИССАР

«КОМИССАР», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1967, ч/б, 110 мин.
Героико-романтическая драма.
По мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».
«Комиссар» — первый и пока единственный фильм режиссера А. Аскольдова. Поставленный в 1967 году, он вышел на экраны страны только через двадцать лет, поскольку был запрещен по обвинению в «идеологической диверсии».
... Еврейское местечко занимают красные воины. Комиссар отряда Клавдия Вавилова (Н. Мордюкова) удручена невозможностью «извести» собственного будущего ребенка, зачатого от погибшего в битвах Революции бравого соратника Вавиловой (О. Коберидзе). Решено рожать. Местом родов выбирает хибару жестянщика Ефима Магазанника (Р. Быков), живущего здесь с матерью (Л. Волынская), красавицей супругой Марией (Р. Недашковская) и кучей детишек. Поначалу маленький еврей сопротивляется по возможности, но скоро смиряется и вместе с остальными членами семьи содействует появлению на свет новой жизни. Вскоре после появления ребенка местечко занимают белые. Вавилова, не успев в полном смысле стать матерью, оставляет ребенка и бросается в пекло классовых схваток. Так семья Магазанников пополняется шестым дитятей, но теперь уже русским. А революционные бои продолжаются, грозя гибелью не только боевому комиссару Вавиловой, но и всему мирному еврейскому семейству...
Итак, с одной стороны, — родовое призвание человека любить, рожать, заботиться о семействе в повседневных трудах, а с другой, — огонь и бури социально-исторических катаклизмов, в горниле которых таким ничтожным кажется человек со всеми своими будничными заботами. В фильме этот человек — еврей Магазанник вместе со своим семейством. Его жалость кажется еще более незащищенной из-за пресловутой национальной принадлежности, обрекающей Ефима на гонения и погибель. Об этом напоминает зрителю траурное видение печальной процессии евреев, молодых и старых, малых и больших, украшенных мишенями шестиконечных звезд. Они идут, понурив головы, а впереди — ворота концлагеря. Среди них и Клавдия Вавилова в черном платке и с младенцем на руках. Сигнал из будущего — общечеловеческая трагедия и боль.
Между тем несмотря на всю хрупкость своего существования Ефим каждое новое утро жизни встречает с почти анекдотическим непобедимым оптимизмом. Эта еврейская семья несет в себе качество удивительной устойчивости и почти фантастической неуничтожимости среди жизненных бурь. В какой-то миг становится ясно, что в них как бы сосредоточена вся жизненная энергия бытия. Жить — их призвание. И этой своей энергией они не только заражают Вавилову, жертвенно сориентированную на кровавый Интернационал, но и помогают ей выдюжить великий акт деторождения и одновременного самовоскрешения в ипостаси Матери. И действительно, чеканная и тяжелая красота Нонны Мордюковой после родов воспринимается здесь чуть ли не как одухотворенная красота Богоматери, образ которой возникал еще в начале картины.
Философско-этический пафос сюжета потребовал метафорической его сосредоточенности. Трудные роды Клавдии Вавиловой рифмуются в фильме с изображением высохшей, истасканной земли, уже не способной не только плодоносить, но и напоить измученных схваткой бойцов. Как раз среди этих жгучих песчаных зыбей забранные, как в латы, в кожаные куртки обмениваются почти призрачным поцелуем Клавдия и ее возлюбленный.
Революция — катаклизм, несущий угрозу естественной в своем повседневном течении жизни, ее основам. Междоусобные распри иссушают самой природой назначенную плодоносить натуру Вавиловой, лишают ее существо естественного развития. «Мелочь» быта возвышается в картине по бытийной значимости, от чего и сочетается в сюжете поэтика резких метафорических взрывов, напоминая нам о темпераментном кино С. Урусевского, и наблюдение жизни в ее прозаических подробностях
Фильм Аскольдова демонстративно человечен. Создатели сочувствующе внимательны к правде комиссара Вавиловой, говорящей об Интернационале, замешанном на рабочей крови, но им все же ближе правда Ефима Магазанника, проповедующего добрый Интернационал.
История невыхода картины, сломавшей судьбу режиссера, драматична. После обсуждения на худсовете студии и массы замечаний режиссер все рекомендации учел, но картина не прошла высокие этажи инстанций. Народный суд Бабушкинского района Москвы, несмотря на показания свидетелей (Н.Мордюковой и Р.Быкова) в пользу «подсудимого», постановил — считать режиссера Аскольдова профнепригодным. Далее последовало увольнение, исключение из партии и, по настойчивому желанию секретаря Московского горкома партии тов. Гришина, выселение из Москвы за тунеядство.
Фильм снят с полки через двадцать лет во время МКФ в Москве (1987) и показан на ПРОКе. В прокат вышел — в 1988 году, и с этого года прокатывался за рубежом (в числе десятка отечественных фильмов был фаворитом международного кинорынка при МКФ в Москве—89, хотя к августу 1989 года в Западной Германии его уже посмотрели 1 млн. 600 тыс. зрителей).
В ролях: Нонна Мордюкова (см. МОРДЮКОВА Нонна Викторовна), Ролан Быков (см. БЫКОВ Ролан Антонович), Раиса Недашковская (см. НЕДАШКОВСКАЯ Раиса Степановна), Людмила Волынская (см. ВОЛЫНСКАЯ Людмила), Василий Шукшин (см. ШУКШИН Василий Макарович), Люба Кац, Павлик Левин, Дима Клейман, Марта Браткова, Игорь Фишман, Сергей Никоненко (см. НИКОНЕНКО Сергей Петрович), Отар Коберидзе (см. КОБЕРИДЗЕ Отар Леонтьевич), Леонид Реутов (см. РЕУТОВ Леонид), Виктор Шахов (см. ШАХОВ Виктор).
Режиссер: Александр Аскольдов (см. АСКОЛЬДОВ Александр Яковлевич).
Автор сценария: Александр Аскольдов (см. АСКОЛЬДОВ Александр Яковлевич).
Оператор: Валерий Гинзбург (см. ГИНЗБУРГ Валерий Аркадьевич).
Художник-постановщик: Сергей Серебренников (см. СЕРЕБРЕННИКОВ Сергей Александрович).
Композитор: Альфред Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич).
Звукорежиссеры: Лия Беневольская (см. БЕНЕВОЛЬСКАЯ Лия), Николай Шарый (см. ШАРЫЙ Николай Андреевич), Евгений Базанов (см. БАЗАНОВ Евгений Николаевич).
Монтаж: Валентина Исаева, Наталья Логинова, Светлана Ляшинская.
Специальный приз жюри «Серебряный медведь», приз ФИПРЕССИ, приз жюри международной католической организации кинематографических и аудивизуальных средств информации (ОСИК), приз имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри МКФ в Западном Берлине—88; Специальный приз жюри МКФ в Генте—88 (Бельгия); Гран-при МКФ в Кемпере—88 (Франция); Призы Киноакадемии «Ника—88» оператору (В.Гинзбург), композитору (А.Шнитке), актеру (Р.Быков), за роль второго плана (Р.Недашковская);

Энциклопедия кино. 2010.

Синонимы:

Смотреть что такое "КОМИССАР" в других словарях:

  • комиссар — а, м. commissaire m., пол. komisarz, ср. лат. commisarius. 1. В разных странах название должностных лиц, облеченных правительством особыми полномочиями. СИС 1985. Временное или постоянное доверенное лицо, выполняющее специальное поручение. Сл. 17 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОМИССАР — (фр. commissaire; от лат. committere поручать). 1) лицо, которому поручается надзор за поставкою съестных припасов, вещей и т. п. 2) административная уездная должность, заменившая мировых посредников. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОМИССАР — [иса], комиссара, муж. (франц. commissaire) (офиц.). Лицо, уполномоченное на исполнение какой нибудь ответственной политической, административной или хозяйственной должности. Военный комиссар. Английский верховный комиссар в Египте. Политический… …   Толковый словарь Ушакова

  • Комиссар — (франц. commissaire, от средневекового лат. commissarius уполномоченный) 1) руководитель с общественно политическими или административными полномочиями; 2) в некоторых странах должностное лицо с административными или полицейскими функциями:… …   Политология. Словарь.

  • КОМИССАР — (франц. commissaire от средневекового лат. commissarius уполномоченный),1) руководитель с общественно политическими или административными полномочиями. Народный комиссар член правительства, стоявший во главе Народного комиссариата; см. также… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОМИССАР — (Purser) 1. См. Военный комиссар. 2. В дореволюционное время такое звание имели в морском ведомстве чиновники, ведавшие на кораблях и в береговых частях вопросами пищевого довольствия. На кораблях они находились в подчинении у ревизоров. Самойлов …   Морской словарь

  • комиссар — дубань, военком, нарком Словарь русских синонимов. комиссар сущ., кол во синонимов: 10 • военком (2) • дубань …   Словарь синонимов

  • КОМИССАР — (фр. commissaire, от ср. век. лат. commissarius уполномоченный) 1) руководитель с общественно политическими или административными полномочиями. Народный К. член правительства, стоявший во главе Народного комиссариата; 2) в некоторых странах… …   Юридический словарь

  • КОМИССАР — КОМИССАР, а, муж. 1. Руководящее лицо с общественно политическими или административными обязанностями. Народный к. (глава народного комиссариата). 2. военный комиссар1) в Советских Вооружённых Силах в 1918 1925 и 1937 1942 гг.: политический… …   Толковый словарь Ожегова

  • КОМИССАР — муж. должность, звание заведующего припасами; смотритель, приставь; приказчик. Комиссарша, жена комиссара. Комиссаров, комиссаршин, ему, ей принадлежащий; комиссарский, к нему относящийся. Комиссариат муж. комиссариатский департамент военного… …   Толковый словарь Даля

Книги

Другие книги по запросу «КОМИССАР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.