- КО МНЕ, МУХТАР
-
«КО МНЕ, МУХТАР!», СССР, МОСФИЛЬМ, 1964, ч/б, 82 мин.
Киноповесть.
Милицейский фильм по повести И. Меттера.
Давно замечено, что собака — одно из самых кинематографических животных и часто оказывается подлинным героем фильмов, запросто переигрывая даже выдающихся актеров. В этом случае именно исполнители человеческих ролей вынуждены держать своеобразный экзамен на профессионализм, а главное — на добрые и доверительные взаимоотношения со своими четвероногими партнерами. Из немалого количества лент о прочной и нерушимой человека и собаки самой популярной среди отечественных следует считать именно «Ко мне, Мухтар!».
Фильм, пусть и снабженный увлекательной милицейской интригой, на самом деле превратил овчарку по кличке Мухтар в настоящего киногероя, пользующегося большим успехом. Заметим мимоходом, что это было задолго до появления в США популярного полицейского фильма «К—9, или Собачья работа». Сюжет, в принципе, элементарен — собака, преданно ждавшая на вокзале свою легкомысленную хозяйку, попала в руки лейтенанта милиции, который решил сделать из пса своего верного напарника в деле защиты социалистической законности. Разумеется, Мухтар должен доказать, на что он способен и даже подвергнуться почти смертельному риску при поимке очередного преступника — для того, чтобы в финале совершенно раскаявшиеся бывшие скептики и до очистительных слез доведенные зрители осознали, насколько эта собака является «геройским парнем», которым можно гордиться. От криминально—мелодраматического надрыва фильм спасается благодаря некоторой авторской иронии, в том числе в своеобразных собачьих ремарках (однако этот же прием в последовавшей через три года картине «Дай лапу, Друг!» кажется чересчур неестественным и назойливым), а также из-за точно найденной актерской манеры Юрия Никулина. Будучи цирковым клоуном, он общается на экране с четвероногим партнером не просто как с равным себе, но и по правилам особой условной игры, проникнутой живым и неподдельным юмором.
Лидер проката (1965, 16 место) — 29.6 млн. зрителей.
В ролях: Юрий Никулин (см. НИКУЛИН Юрий Владимирович), Владимир Емельянов (см. ЕМЕЛЬЯНОВ Владимир Николаевич), Леонид Кмит (см. КМИТ Леонид Александрович), Юрий Белов (см. БЕЛОВ Юрий Андреевич), Алла Ларионова (см. ЛАРИОНОВА Алла Дмитриевна), Федор Никитин (см. НИКИТИН Федор Михайлович), Николай Крючков (см. КРЮЧКОВ Николай Афанасьевич), Сергей Голованов (см. ГОЛОВАНОВ Сергей Петрович), Владимир Гуляев (см. ГУЛЯЕВ Владимир Леонидович), Лев Дуров (см. ДУРОВ Лев Константинович), Вадим Захарченко (см. ЗАХАРЧЕНКО Вадим Викторович), Юрий Медведев (см. МЕДВЕДЕВ Юрий Николаевич), Екатерина Савинова (см. САВИНОВА Екатерина Федоровна), Тамара Логинова (см. ЛОГИНОВА Тамара Абрамовна), Иван Маркс (см. МАРКС Иван), Лидия Савченко (см. САВЧЕНКО Лидия Васильевна).
Режиссер: Семен Туманов (см. ТУМАНОВ Семен Исаевич).
Автор сценария: Израиль Меттер (см. МЕТТЕР Израиль Моисеевич).
Оператор: Александр Харитонов (см. ХАРИТОНОВ Александр Васильевич).
Художник-постановщик: Георгий Колганов (см. КОЛГАНОВ Георгий Николаевич).
Композитор: Владимир Рубин (см. РУБИН Владимир).
Звукорежиссер: Игорь Майоров (см. МАЙОРОВ Игорь Петрович).
Монтаж: Валентина Кулагина.
Энциклопедия кино. 2010.