КИНОПРОКАТ


КИНОПРОКАТ

КИНОПРОКАТ (демонстрация фильмов в сети кинотеатров) напрямую связан с кинематографом, который возник как новый вид искусства именно тогда, когда в конце декабря 1895 в Париже в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинок начались регулярные платные киносеансы, устроенные братьями Люмьер (см. ЛЮМЬЕР (братья)) .
Уже в первые годы существования кино оно моментально распространилось практически по всему миру, опережая во многих странах (в том числе и в России) возникновение производящей киноиндустрии и выполняя прежде всего прокатную функцию, то есть показывая зрителям фильмы, созданные в различных странах. В разные годы в мировом кинопрокате доминировали поначалу французские, потом немецкие, датские, итальянские, американские картины. Начали открываться специальные кинотеатры в дополнение к переоборудованным для кинопроекции театрам, мюзик-холлам, кафе и прочим увеселительным заведениям, в результате чего возникла особая киносеть, занимавшаяся только демонстрацией фильмов.
Особенно интенсивно этот процесс кинофикации развивался в США, где уже в 1908 было 3 тыс. так называемых «никельодеонов» — от «никель» (монета в 5 центов) и «одеон» (по-гречески — театр). Становление американской киноиндустрии и формирование системы Голливуда в конце 1910-х годов способствовало тому, что кино США постепенно стало доминировать во всем мире — и это продолжается уже несколько десятилетий. Совершенствуя собственную киносеть и оснащая ее по последнему слову техники, в том числе открывая так называемые мультиплексы (многозальные кинотеатры), американцы смогли преодолеть два сложных периода массового оттока публики из кинотеатров в связи с развитием телевидения (в 1950-е гг.) и видео (на рубеже 70—80-х гг.). И даже при увеличении средней цены на билеты (в 2000 она превысила 5 долларов) количество проданных билетов за год составляет ныне в североамериканском прокате (то есть в США и Канаде) около 1,5 миллиардов, а валовой сбор вырос за последние три года от 6 до 7,5 млрд. долларов.
Не следует забывать и о том, что еще в середине 1980-х гг. в Америке доходы от видеокассет превысили кассовые сборы в кинотеатрах. В последние десятилетия американские фирмы давно получают намного больше, нежели от отечественного рынка. Кроме того, есть прибыль от продажи телеправ и видеоправ на весь мир. Например, даже считающийся одним из самых провальных «Водный мир» при объявленном производственном бюджете $172 млн. и $66 млн. затрат на рекламную компанию, а также незначительных кассовых сборах в США ($88,2 млн.), получил в кинотеатрах мира еще $285 млн. и около $100 млн. добрал благодаря реализации на телевидении и видео. А суперуспешный «Титаник (см. ТИТАНИК) », стоивший $200 млн., получил в североамериканском кинопрокате $600 млн, во всем мире — $1,8 млрд. только от демонстрации в кинотеатрах.
Общий же валовой сбор от мирового кинопроката за год оценивается ныне в $18 млрд., то есть доля североамериканского равна примерно 40%. По прогнозу базирующейся в Великобритании компании «Медиа-груп», ожидается, что кассовые сборы мирового кинопроката вырастут в ближайшие 10 лет на 36% и составят $24 млрд, а в США — только на 22% (то за счет дальнейшего повышения цен на билеты). К 2004 их стоимость может достигнуть суммы в $6,5, а в 2010 — даже $8. Таким образом, следует прогнозировать, что сборы от американского кинопроката в 2010 достигнут $9 млрд., что означает: посещаемость в США едва превысит миллиард зрителей в год.
Посещаемость уже сейчас в Америке ниже, нежели была в СССР в 1987, если учитывать только просмотры новых фильмов. Советская система кинопроката существенно отличалась от американской прежде всего благодаря весомой доле в кассовых сборах дохода от продажи билетов на так называемые повторные ленты (в конце 1980-х эта доля уже составляла около 60%). Хотя цены на билеты были крайне низкими — в среднем 0,34 руб, и начали резко расти только в 1990-е гг., теперь колеблясь в широких пределах от 5—10 руб. в старых провинциальных кинотеатрах до 200—250 руб. в обновленных столичных залах.
Динамика же развития кинопроката в России и СССР такова: в России в 1913 насчитывалось 1412 кинотеатров (в Москве — 67, в Санкт-Петербурге — 137). Бурный рост кинопроизводства и кинопроката в России был прерван во время Октябрьской революции и Гражданской войны. Количество кинотеатров уменьшилось почти вдвое. Однако после национализации кинематографа число киноустановок в СССР стало увеличиваться (в основном — за счет кинопередвижек и узкопленочных сельских киноточек): всего их было в 1925 — 2000 в 1928 — 9800, в 1934 — 29200, в 1951 — 42000, в 1960 — 103387, в 1972 — 156913, в 1982 — 151753 (некоторое снижение произошло из-за сокращения отсталых, морально устаревших киноустановок). В 1987 в СССР насчитывалось 4865 постоянных кинотеатров (но из них только 800 приносили доход), с ограниченным режимом работы — 6815, летних — 2016, кинотеатров районных центров — 1067. Общее количество киноустановок (включая профсоюзные и ведомственные) — 153017, из них городских — 30794.
Еще в 1960-е годы по уровню кинопосещаемости СССР соперничал с такой страной, как Индия — на одного человека в год приходилось до 20 посещений (продавалось билетов свыше 4,5 млрд. в год). С развитием телевидения, но в не меньшей степени из-за потери зрелищности фильмов, резкой дифференциации вкусов и потребностей зрителей, которые перестали быть однородной средой в социальном, национальном и моральном плане, к 1987 посещаемость упала до 12—13 раз для одного человека в год. Валовой сбор от продажи билетов составил около 1 млрд. рублей. Общее количество зрителей (с учетом повторного проката) — 3,8 млрд. в год, в том числе по новым фильмам — 1,6 млрд. человек.
Затем последовавшее разрушение киносети привело к тому, что уже в 1991—1992 гг. в России на 30% сократилось количество и городских кинотеатров, и всех киноустановок (до 2000 и около 40000 соответственно ). Этот процесс нарастал и в последующие годы. Особенно убыточными стали большие однозальные широкоформатные кинотеатры вместимостью более 1000 человек, опрометчиво строившиеся в немалом количестве в 1980-е годы, причем в так называемых «спальных районах» городов, где посещаемость существенно ниже, чем в центре. Если в 1990 в России было продано 1,5 млрд. билетов, в 1992 — 600 млн., то в 1993 — всего 300 млн., что соответствовало посещаемости 2 раза в год. К этому моменту лишь редкие зарубежные ленты могли рассчитывать в России на пару миллионов зрителей (только у «Титаник», 1998, обеспечил себе примерно трехмиллионную аудиторию), большинство же первоклассных фильмов собирали аудиторию в 200—300 тысяч человек, а отечественные — и того меньше (даже «Сибирский цирюльник» довольствовался в 1999 ишь полутора миллионами зрителей). Посещаемость на одном сеансе в середине 1990-х годов составляла 10—20 человек, на кассовых зарубежных — 300—500.
С открытием в конце 1996 совместного с американцами кинотеатра «Kodak-Киномир» на основе переоборудованного зала редакции газеты «Известия», расположенного в одном из самых удобных и посещаемых мест Москвы, а также после переоснащения еще ряда кинотеатров, снабженных аппаратурой Dolby Digital Surround, стал наблюдаться существенный приток зрителей. И по прогнозу британской компании «Медиа-груп», наибольший прирост в мировом кинопрокате в ближайшие 10 лет может быть именно в России (44,5%), а также в Польше (43%) и Бразилии (39%), причем благодаря развитию сети кинозалов и росту местной кинопродукции. Не слишком оптимистично выглядит грядущее для кинопроката Японии, где в течение десятилетия коммерческие результаты могут даже снизиться на 7,5% из-за очень медленного роста числа залов, а также по причине падения посещаемости. Чтобы как-то удержать зрителей, придется уменьшать стоимость билетов.
Сергей Кудрявцев

Энциклопедия кино. 2010.

Синонимы:

Смотреть что такое "КИНОПРОКАТ" в других словарях:

  • кинопрокат — кинопрокат …   Орфографический словарь-справочник

  • КИНОПРОКАТ — КИНОПРОКАТ, а, муж. Демонстрирование кинофильмов на экранах кинотеатров, клубов. | прил. кинопрокатный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • кинопрокат — сущ., кол во синонимов: 1 • прокат (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Кинопрокат — Кинопрокат  массовый показ фильмов в сети кинотеатров. Тот же термин используется и для обозначения системы кинотеатров. Содержание 1 История 2 Конкуренция с другими видами показа фильмов …   Википедия

  • Кинопрокат — • КИНОПРОКА Т    КИНОПРОКАТ в СССР, планомерное комплектование фильмофонда и продвижение ф. по терр. СССР для показа населению. Система К. включает в себя Гл. управление кинофикации и кинопроката Госкино СССР, органы К. союзных республик (респ.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • кинопрокат — а; м. 1. Демонстрирование кинофильмов на экране; временное пользование кинофильмов кинотеатрами, клубами и т.п. Передать фильм в кинопрокат. 2. собир. Предприятия и организации, занимающиеся прокатом кинофильмов. Работать в системе кинопроката. ◁ …   Энциклопедический словарь

  • кинопрокат — а; м. см. тж. кинопрокатный 1) Демонстрирование кинофильмов на экране; временное пользование кинофильмов кинотеатрами, клубами и т.п. Передать фильм в кинопрокат. 2) собир. Предприятия и организации, занимающиеся прокатом кинофильмов. Работать в… …   Словарь многих выражений

  • Кинопрокат — м. 1. Выпуск кинофильмов для демонстрации на экранах и передача их во временное пользование в прокат кинотеатрам, клубам и т.п. 2. Предприятия и организации, занимающиеся прокатом кинофильмов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • кинопрокат — кинопрокат, кинопрокаты, кинопроката, кинопрокатов, кинопрокату, кинопрокатам, кинопрокат, кинопрокаты, кинопрокатом, кинопрокатами, кинопрокате, кинопрокатах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • кинопрокат — кинопрок ат, а …   Русский орфографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «КИНОПРОКАТ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.