КВАЙДАН

КВАЙДАН

«КВАЙДАН» («Повесть о привидениях») Япония, 1964, 164 мин.
Философско-мистический фильм.
Замечательная картина Масаки Кобаяси создана по произведениям американского писателя Лафкадио Херна, словно без усилий вписавшегося в японскую культуру конца 19 века. «Квайдан» («Повесть о привидениях» — расшифровка названия) состоит из четырех новелл, воспроизводящих различные истории мистического плана, в которых происходит встреча живых героев с призраками. Но характер их взаимоотношений меняется, и все рассказы имеют не столько сюжетную, сколько символическую трактовку в соответствии с канонами восточной трансцендентной традиции. Ни для мужа, предавшего свою жену в новелле «Черные волосы», ни для деревенского парня, не выполнившего своего обещания никому под страхом смерти не рассказывать о «снежной женщине», губительно вовсе не столкновение с привидениями. В отличие от западных представлений, призраки не только могут быть во плоти, но и жить вместе с людьми, даже рожать детей. Нет резкой границы между двумя мирами — реальным и потусторонним. В большей степени пугает неотвратимость возмездия за совершенные проступки. Масаки Кобаяси добивается ощущения психологического страха, пользуясь минимальными спецэффектами. Один лишь ракурс или поворот камеры может создать более гнетущее напряжение, состояние кошмара наяву. Рок преследует человека по пятам, заставляя его расплачиваться по высшему счету.
Но в двух следующих новеллах «Коити, безухий» и «В чайной чашке» возникает и тема ответственности за злодеяния в минувших временах (невинно убиенные возвращаются и требуют искупления), а главное — трагического воздаяния всем творцам, которые посмели выступить в качестве посредников между бытием и инобытием, воспеть в своем искусстве мир призрачных сущностей. Неверие в загробную жизнь и власть привидений так же опасно, как и вовлеченность в потустороннее и своеобразное заигрывание со смертью и роком. Контакт со всем трансцендентным требует осторожности и выверенности. Видимо, не случайно лента «Квайдан», поразившая в 1965 году европейскую (специальный приз в Канне) и американскую (номинация на «Оскар») публику своим невероятным по краскам изобразительным решением (оператор Йоко Мидзуки, художник Сикэмаса Тода), внешне выглядит искусственной, нарисованной, волшебно-призрачной, но по духу и впечатлению, оказываемому на зрителей, более реалистична и предостерегающа, чем натуралистические фильмы ужасов.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Рэнтаро Микуни, Митио Аратама, Мисако Ватанабэ (новелла «Черные волосы»); Тацуя Накадаи и Кэйко Киси (новелла «Снежная женщина»); Кацуо Накамура, Рэнтаро Микуни, Гандзиро Накамура, Такаси Симура (см. СИМУРА Такаси) (новелла «Коити, безухий»); Ганэмон Накамура и Набору Накая (новелла «В чайной чашке»).
Режиссер Масаки Кобаяси (см. КОБАЯСИ Масаки).
Специальный приз Каннского кинофестиваля за 1965 год

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "КВАЙДАН" в других словарях:

  • Масаки Кобаяси — 小林正樹 Masaki Kobayashi Дата рождения: 14 февраля 1916 Место рождения: Хоккайдо Дата смерти: 4 октября 1996 Место смерти: Токио …   Википедия

  • Кайдан (фильм, 1964) — Кайдан 怪談 Жанр …   Википедия

  • Привидения — Это статья о явлении. См. также «Привидение (фильм)» Привидение, или призрак нечто, что привиделось; образ (обычно, визуальный), имеющий вид человека, животного или неодушевлённого предмета, но не являющийся данным объектом и наделённый… …   Википедия

  • Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке — Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке  престижная награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно. Содержание 1 Факты 2 1947 1960 3 1961 1980 4 1981 2 …   Википедия

  • Писатели-фантасты — Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации… …   Википедия

  • Писатель-фантаст — Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации… …   Википедия

  • Фантаст — Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил репрезентации… …   Википедия

  • Кайдан — (яп. 怪談 кайдан?, «устный рассказ о сверхъестественном»), реже «квайдан» или «кваидан»  традиционный фольклорный жанр в Японии, призванный испугать слушателя рассказ о встречах с сверхъестественным: привидениями, демонами, ведьмами и тому… …   Википедия

  • Оскар (кинопремия, 1966) — << 37 я  Церемонии награждения  39 я >> 38 я церемония награждения премии «Оскар» Дата 18 апреля 1966 года Место проведения Santa Monica Civic Auditorium, Санта Моника, Калифорния Телеканал …   Википедия

  • КОБАЯСИ Масаки — (р. 14.2.1916), японский режиссёр. После окончания университета Васэда с 1941 в кино. С 1946 ассистент режиссёр Кэйскэ Киносита. Дебютировал фильмом «Юность сына» (1952). Фильм «Искренность» (1953) поставлен им по сценарию Кэйскэ Киносита.… …   Кино: Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»