- КАРАУЛ
-
«КАРАУЛ», СССР, ЛАДОГА, 1989, цв., 103 мин.
Триллер, социальная драма.
Фильм ленинградского режиссера Александра Рогожкина, вышедший в 1989. Как талантливый образец эпохи перестройки и гласности, он представлял ее на многих зарубежных фестивалях, начиная с Западно-Берлинского в 1990.
10 лет дожидался сценарий Ивана Лощилина цензурного коридора. Был написан по трагическим событиям 1973. Ведь «Дело Сакалаускаса» не было первым, просто его первым предали гласности. И вот «Караул». Ежедневно идут по стране своим особым расписанием поезда под особым наблюдением, тюрьмы на колесах. Страна ведь большая, заключенных миллионы. Быт этих спецпоездов воспроизведенный в фильме с документальной точностью, едва ли не самое страшное в нем. Потому, что каждое естественное отправление, каждое движение взяты под контроль, под прицел, расчеловечены. «Первый. Первый пошел! Второй, Второй пошел!» И так на каждой стоянке, по несколько раз в сутки. Даже если бы ничего из ряда вон в этом фильме не произошло, он страшен уже одной этой тюремной реальностью. И тем, что мы точно побывали там сами.
Камера оператора Валерия Мартынова постоянно находится на одном среднем уровне и как то без отбора, без выражения, тупо фиксирует все происходящее. Черно-белое изображение решено как постоянное перетекание грязно-белого, серого, дымчатого, асфальтово-черного. Отчего глаз устал, угнетен. Тесное, забранное решетками пространство, не дает пошевелиться.
Каждое купе-камера забито фигурами в черных арестантских робах, всегда спиной, так, что лица не просматриваются. Зато есть возможность всмотреться в солдат и офицеров внутренних войск, в караул. У них есть паузы в службе, когда поезд в пути и в вагоне спокойно.
В отдельном купе следует чин. Он появится в вагоне только в момент трагической развязки. Не вмешиваться в отношения подчиненных, ничего не видеть и не слышать. Он, буквально, следует этому правилу: дверь в купе всегда закрыта, в ушах постоянно наушники плеера. Жутковатая фигура меломана, любителя популярной классики, в форме внутренних войск (актер Алексей Булдаков). Все остальные различаются по чину и стажу службы. Закон дедовщины здесь выполняются неукоснительно.
Из новослужащих выделяется один: лицо нестандартное, фигура неспортивная. Фамилия Иверень («щепка», «осколок» в переводе с литовкого). Эта роль досталась непрофессиональному актеру — Сергею Куприянову — композитор, поэт, исполнитель собственных песен, руководитель ансамбля «Иверень»). Не роль — испытание: на психологическую стойкость, на физическую выносливость, на готовность вступить в трагедию.
«Караул» третий большой фильм Александра Рогожкина, в I982 закончившего мастерскую С. А. Герасимова во ВГИКе. Он быстро вырос в большого мастера и художника широкого диапазона.
В ролях: Алексей Булдаков (см. БУЛДАКОВ Алексей Иванович), Сергей Куприянов (см. КУПРИЯНОВ Сергей Александрович), Алексей Полуян (см. ПОЛУЯН Алексей), Александр Смирнов (см. СМИРНОВ Александр), Тарас Денисенко (см. ДЕНИСЕНКО Тарас Владимирович), Василий Домрачев (см. ДОМРАЧЕВ Василий), Андрей Зерцалов, Ренат Ибрагимов, Дмитрий Иосифов (см. ИОСИФОВ Дмитрий Владимирович), Валерий Кравченко (см. КРАВЧЕНКО Валерий), Алексей Зайцев (см. ЗАЙЦЕВ Алексей Никифорович).
Режиссер: Александр Рогожкин (см. РОГОЖКИН Александр Владимирович).
Автор сценария: Иван Лощилин (см. ЛОЩИЛИН Иван).
Оператор: Валерий Мартынов (см. МАРТЫНОВ Валерий Владимирович).
Художник-постановщик: Александр Загоскин (см. ЗАГОСКИН Александр).
Звукорежиссер: Николай Астахов (см. АСТАХОВ Николай Александрович).
Монтаж: Тамара Денисова.
Приз Альфреда Бауэра и приз ФИПРЕССИ МКФ в Берлине—90; Главный приз «Сталкер» КФ «Сталкер—95» (Москва); Призы МКФ в Кемпере—90, Страсбурге—90.
Энциклопедия кино. 2010.