КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ

КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ

КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ (Das Cabinett des Dr. Caligari), Германия, 1919. Драма.
Для Германии период после Первой мировой войны был временем истерии, цинизма, глубокого отчаяния. Все моральные ценности были уничтожены. В искусстве это нашло отражение в таком направлении, как «экспрессионизм», в формах которого воплотились различные идеологические тенденции — от мистики и пессимизма до острой социальной критики. Художники, скульпторы, литераторы, а затем и кинематографисты отвергали изображение внешней реальности с тем, чтобы выразить внутреннее «Я».
Первым подлинным произведением киноэкспрессионизма стал фильм Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари», рассказывающий историю юноши-сомнамбулы (Конрад Фейдт), который под гипнотическим воздействием человека, именующего себя доктором Калигари (Вернер Краус), вынужден совершать по ночам ужасные преступления. Однако реальность всего происходящего на экране ставится под сомнение, ибо, как выясняется в конце фильма, безумный доктор, от лица которого ведется повествование, является пациентом психиатрической лечебницы.
Молодые драматурги Карл Майер и Ханс Яновиц за шесть недель написали сценарий и представили его на рассмотрение Эрику Поммеру — продюсеру и главе студии Decla Bioscop. Первоначально режиссером «Кабинета...» должен был быть уже маститый Фриц Ланг, но Поммер решил, что тот должен закончить обещавший коммерческий успех фильм «Пауки». Так режиссером фильма стал Роберт Вине, заслуга которого в будущем успехе фильма, в отличие от художников, оператора и актеров, была, пожалуй, самой незначительной.
Художник-постановщик фильма Вальтер Рериг предложил, чтобы свет и тени были нарисованы на декорациях. Такое решение показалось Поммеру просто диким, это выглядело, по его мнению, как возвращение к искусственности театра. Но после представления серии пробных кадров продюсер поддержал художника. Тревожная атмосфера создавалась благодаря полутемной комнате, призрачно бледному свету луны, контрастному освещению и деформированным, скошенным декорациям. Актеры также внесли экспрессионистический дух в грим и костюмы. Вернер Краус подчеркнул форму и длину носа, покрыл волосы слоем жира, а Конрад Фейдт наложил глубокие тени под глазами. Исполнительница женской роли Лил Даговер сделала легкую уступку экспрессионизму в одежде, но ее очарование вносило мягкую ноту во все абсурдное и ужасное в этом фильме.
Премьера «Калигари...» состоялась 27 февраля 1920 года в Берлине с музыкальным сопровождением, которое включало в себя отрывки из произведений Шуберта и Россини. Фильм не имел немедленного успеха, подлинный же успех пришел к картине, когда была подобрана новая музыка, усилившая драму убийства и сумасшествия. Фильм, как обычно, был показан во всех больших немецких городах, а также Англии, Франции и США, где его окрестили «страница Эдгара По».
Александр Иконников
В ролях: Конрад Фейдт (см. ФЕЙДТ Конрад) , Вернер Краус, Лил Даговер.
Режиссер: Роберт Вине. Авторы сценария: Карл Майер, Ханс Яновиц.

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ" в других словарях:

  • Кабинет доктора Калигари — Das Cabinet des Dr. Caligari …   Википедия

  • Кабинет доктора Калигари (фильм) — Кабинет доктора Калигари Das Cabinet des Dr. Caligari Жанр …   Википедия

  • Кабинет доктора Калигари (фильм, 1920) — Кабинет доктора Калигари Das Cabinet des Dr. Caligari Жанр триллер притча фильм ужасов Режиссёр Роберт Вине …   Википедия

  • Калигари — Кабинет доктора Калигари Das Cabinet des Dr. Caligari Жанр триллер притча фильм ужасов Режиссёр Роберт Вине …   Википедия

  • КАЛИГАРИ — (персонаж нем. фильма 1919 г. Кабинет доктора Калигари ) На коленкоровом зеленом фоне Оборванное спало существо (Как молния мелькнуло Калигари! ): Сквозь кожу зелень явственно сквозила, Куз927 (291) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Экспрессионизм (кино) — Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920) Экспрессионизм  господствующее художественное направление в немецком кинематографе 1920 25 гг. Основные представители  Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, П. Вегенер, П. Лени. В современных… …   Википедия

  • Кино и экспрессионизм —    Термин “экспрессионизм” по отношению к кино употребляется в значительной мере условно и в двух значениях: для характеристики ряда заметных явлений в немецком немом кино 1920 х (так называемого “стилизованного фильма”), и в отношении некоторой… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Кинофантастика в эпоху немого кино — …   Википедия

  • Вине, Роберт — (Wiene, Robert) (предположительно весна 1873, Бреслау 17.07.1938, Париж, Франция)    Немецкий актер и режиссер, чех по происхождению. Сын придворного актера из Саксонии. После учебы в гимназиях в Штуттгарте и Дрездене изучал юриспруденцию в… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»