- ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СИМФОНИЯ №1. СОН ДЕВУШКИ С РАЗБИТЫМ СЕРДЦЕМ
-
«ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СИМФОНИЯ №1. СОН ДЕВУШКИ С РАЗБИТЫМ СЕРДЦЕМ» (Industrial Symphony N1. The Dream of the Broken Hearted) США, 1990, 51 мин.
Экспериментальная музыкальная фантазия.
Дейвид Линч, один из самых оригинальных и своеобычных режиссеров американского кино, когда-нибудь должен был прийти (или вернуться?!) к чистому экранному искусству, вольному эксперименту в области формы, раскованной импровизации на избранную тему при помощи камеры, света, цвета, постановочных эффектов и, конечно, музыки Анджело Бадаламенти, работавшего с этим режиссером на предыдущих фильмах — «Голубой бархат» и «Шальные» (известен под буквальным названием «Дикие сердцем»), а также на знаменитом телесериале «Твин Пикс».
Сюжетно и тематически видеоопус «Индустриальная симфония...» примыкает к ленте «Шальные», прославленной на Каннском фестивале, а затем в прессе разных стран. Те же актеры Лора Дерн и Николас Кейдж разыгрывают в прологе телефонную интермедию последнего расставания возлюбленных, что выглядит как антитеза, иной вариант судеб Сейлора и Лулы, «безумных любовников», пытавшихся обуздать «дикие сердца».
Мотив укрощенного, а значит, разбитого сердца — центральный в причудливой феерии, своеобразной экранизации сна или подсознательных ощущений девушки, отвергнутой своим любимым. Хаос образов, сюрреалистических видений с участием карликов, авангардистских изысков в изобразительной сфере и в музыкальном сопровождении развертывается на фоне конструктивистских сооружений на некой сцене.
Не случайно уже в названии намеренно сталкиваются технократическое, рациональное и человеческое, интуитивное, иррациональное. Линч как бы задался целью воплотить на экране главный пафос постмодернизма, который вышучивает в ярко поданной жанровой форме (в данном случае — мелодрамы, надрывного любовного романа) враждебную для человека урбанистическую, супертехничную, механическую действительность, автоматизированные социальные и культурные роли и каноны. Признание в отсутствии любви к другому, сделанное по телефону — признак выхолощенности, деперсонификации, почти анонимности существования. И вся машинерия в сцене сна выступает в качестве разрушительной силы, калечащей человеческие чувства. А подвешенная на тросе среди нагроможденных конструкций молодая певица, словно «альтер-эго» героини в ее видениях — заостренный, остраненный образ бытования нашей души в тисках постиндустриального мира.
В то же время Дейвид Линч, как истинный постмодернист, не может обойтись и без легких, едва заметных пародийных цитат в изображении и музыке, в самом этом странном шоу, причем вольность использования аллюзий предполагает и в высшей степени избирательную, субъективную трактовку всего происходящего. В частности, может показаться, что Линч и Бадаламенти иронизируют над тотально техническими и визуально шоковыми представлениями разных современных групп и отдельных музыкантов — от «Пинк Флойд» до Жан-Мишеля Жарра. А в кинематографическом плане эта видеолента — нечто среднее между французским авангардом 20-х годов («Механический балет», «Антракт» и, разумеется, «Андалузский пес») и слезливой историей на тему «Не покидай меня, мой милый». Кстати, сам режиссер сочинил тексты песен примерно такого душераздирающего содержания, где «любовь» обязательно рифмуется со словом «кровь». Следовало бы рекомендовать эту короткую картину всем, кто желает понять природу и суть якобы загадочного и мрачного творчества Дейвида Линча.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Лора Дерн (см. ДЕРН Лора), Николас Кейдж (см. КЕЙДЖ Николас), Джули Круз, Майкл Андерсон.
Режиссер Дейвид Линч (см. ЛИНЧ Девид).
Энциклопедия кино. 2010.