- АРКАН Дени
-
АРКАН Дени (Denys Arcand) (р. 25 июня 1941, Дешамбо, Квебек), канадский режиссер и сценарист.
Выходец из семьи со строгими католическими правилами, Дени девять лет провел в иезуитском колледже. Он изучал историю в Монреальском университете, работал журналистом, затем пришел в документальное кино и снял ряд лент о франкоязычной провинции Квебек: «Шамплен» (Champlain, 1963), «Монреальцы» (Les Montrealistes, 1964), «Монреаль, летний день» (Montreal on a Summer Day) и «Атлантические парки» (Parc Atlantiques, 1967), «С хлопком трудно» (On Est Au Cotton, 1970, полнометражная картина об эксплуатации текстильных рабочих была выпущена только в 1976), «Квебек: Дюплесси и после» (Quebec: Duplessis et apres, 1971), «Комфорт и безразличие» (Le Comfort Et L"indifference, 1981, о референдуме по поводу отделения Квебека от Канады).
В 1972 году Аркан дебютировал в игровом кино криминальным фильмом «Проклятые деньги» (La maudite galette), снятым в духе «бунтарских шестидесятых». Уже в нем содержались язвительно-саркастические ноты, которые впоследствии принесут Аркану успех в трилогии о закате эпохи буржуазных моральных и религиозных ценностей, сексуальной переориентации и смене половых и социальных ролей: «Закат американской империи» (Le declin de l"empire americain, 1986, премия Фипресси на Каннском кинофестивале, номинация на «Оскар»), «Иисус из Монреаля» (Jesus de Montreal, 1989, премия на Каннском кинофестивале) и «Любовь и бренные останки» (Love and Human Remains, 1993, первая работа Аркана на английском языке). Эти три работы вызвали большой интерес на различных международных кинофестивалях и широко прокатывались даже в США. Однако и в предшествующих лентах «Реджана Падовани» (Rejeanne Padovani, 1973), «Джина» (Gina, 1974, рассказ о стриптизерше сопоставлен с историей кинорежиссера, снимающего репортаж о бесправном положении на текстильной фабрике), телесериале «Империя» (Empire Inc., 1983, поставил вторую, пятую и шестую серии) и в картине «Преступление Овидия Плуфа» (Le crime d"Ovide Plouffe, 1984) есть наметки социальной критики в форме иронических комментариев судеб героев, вынужденных приспосабливаться к краху основ западной цивилизации. Добившись признания, Аркан продолжал нападки на институты власти и церкви, сняв в 1996 году фильм «Радостные муки» (Joyeux Calvaire). В 2003 году Дени Аркан получил приз Каннского кинофестиваля за сценарий к своему фильму «Нашествие варваров».
1962 — Seul Ou Avec D"Autres режиссер
1964 — Ville-Marie режиссер
1967 — Монреаль, летний день режиссер
1967 — Volleyball режиссер
1970 — Cotton Mill: Treadmill режиссер
1970 — С хлопком трудно / On Est Au Coton режиссер
1971 — Quebec: Duplessis Et Apres… режиссер, сценарист
1972 — Une Maudite Galette режиссер
1973 — Реджанна Падовани / Rejeanne Padovani режиссер, сценарист, монтажер
1974 — Gina режиссер
1981 — Le Comfort Et L"Indifference режиссер
1984 — Le Crime D"Ovide Plouffe режиссер, сценарист
1986 — Le Declin De L"Empire Americain режиссер, сценарист
1987 — Зоопарк, ночь / Un Zoo La Nuit исполнитель
1989 — Jesus De Montreal режиссер, сценарист, исполнитель
1991 — Монреаль глазами. / Montreal Vu Par… режиссер
1992 — Леоло / Leolo исполнитель
1993 — Love And Human Remains режиссер
1996 — Joyeux Calvaire/Poverty And Other Delights — режиссер
2000 — Stardom/15 moments — режиссер, сценарий
2003 — Нашествие варваров/Invasions barbares, Les — режиссер, сценарист
Энциклопедия кино. 2010.