ИВЕНС Йорис


ИВЕНС Йорис

ИВЕНС (Ivens) Йорис (18 ноября 1898 — 28 июня 1989), голландский режиссер, оператор.
После службы в армии поступил в Роттердамский экономический колледж, где изучал право. В течение трех лет с 1922 по 1925 проходил курс фотохимии и практику на фабрике фотоаппаратуры фирмы «Цейс» в Германии. В1927 стал одним из организаторов киноклуба «Фильм–лига» в Амстердаме, где исполнял обязанности секретаря и технического советника.
Первые работы Ивенса обратили на себя внимание явной склонностью к документальному изображению реальности, близкому по эстетике французскому Авангарду: «Мост» (De Brug, 1928), «Дождь» (Regen, 1929), «Я–фильм» (Ik — film, 1929). Знакомство с жизнью революционной России, где он провел по приглашению В. Пудовкина три месяца, произвело на него глубокое впечатление и сделало убежденным коммунистом на многие годы. Именно стремление к активному участию в социальном переустройстве мира, помощь угнетенным и защита прав трудящихся определили пафос его кинематографического пути и личной жизни. Место и время съемок картин Ивенса точно определяет карту политической истории нашего века: «Песнь о героях» (Pesn O Geroyazh, 1932)– Магнитка, Советский Союз, «Боринаж» (Misere Au Borinage, 1933, с А. Сторком) — забастовка шахтеров в Бельгии, «Новая земля» (Nieuwe Gronden, 1934) — создание грандиозной дамбы в Голландии, «Испанская земля» (The Spanish Earth, 1937) — гражданская война в Испании, «Четыреста миллионов» (The 400 Million, 1938) — японская агрессия в Китае. Во время войны Ивенс живет в США и монтирует фильмы о битве с фашизмом («Наш русский фронт» (Our Russian Front, 1941, с Л. Майлстоуном), «Тревога»/«Боевой пост 4» (Action Station 4, 1942), «Познай своего врага — Японию» (Know Your Enemy: Japan, 1945, с Ф. Капрой) и другие. В 1945 создает фильм о борьбе за независимость индонезийского парода и солидарности с его борьбой трудящихся Австралии «Индонезия зовет» (Indonesia Calling).
В последние годы Ивенс активно сотрудничал и как гражданин, и как кинематографист, с движением сторонников мира. В те годы он снимает ленты о Восточной Европе — «Первые годы» (Peirwsze Lata, 1947), о конгрессе сторонников мира в Варшаве — «Мир победит во всем мире» (Pokoj Zwyciezy Swiat, 1950, с Е. Боссаком), о Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине — «Мы за мир!» (Wyscig Pokoju Warsawa-Berlin-Praga, 1952, с И. Пырьевым) и др. Ярким событием стал фильм «Песня великих рек» (Lied Der Strome, 1954), где публицистическая идея единения всех трудящихся мира облечена в форму волнующей эпической поэмы, снятой более 40 операторами по всей планете. Вместе с А. Кавальканти режиссер руководит съемками игрового фильма о судьбе женщин в современном мире «Роза ветров» (Die Windrose, 1956), а с Ж. Филипом ставит фильм «Приключения Тиля Уленшпигеля» (Les Aventures De Till L"espiegle, 1956) по роману Ш. де Костера.
За активное участие в движении сторонников мира Ивенс был удостоен Международной премии мира (1955), Международной Ленинской премии (1958).
Особое место в творчестве Ивенса занимает поэтическая лента «Сена встречает Париж» (La Seine A Rencontre Paris, 1957), отмеченная на фестивале в Канне. Экспрессивная монтажная форма, чтение стихов Ж. Превера за кадром сделали фильм ярким примером волнующей документальной поэтики. Ивенс был не только создателем, но и миссионером кинодокументалистики. Он читал лекции в США в 30–е годы, после войны он много преподавал в киношколах Польши, ГДР, на киностудиях в Китае, в киноклубах Италии. В 1960 Ивенс снимает фильмы в Италии «Италия — не бедная страна» (LItalia non e un pease povere), в Мали «Завтра в деревне Нангила» (Demain A Nanguila) .Бурные события в мире вновь привлекают камеру кинопублициста: он работает на Кубе — «Вооруженный народ» (Pueblo Armado, 1961), «Путевой дневник» (Carnet De Viaje, 1961), во Вьетнаме — «Небо — Земля» (Le Ciel, La Terre, 1965), снимает новеллу для фильма «Далеко от Вьетнама» (Loin Du Vietnam, 1967), «17–я параллель» (Dix-Septieme Parallel, 1968 с М. Лоридан). В эти же годы создает лирические репортажи: «В Вальпариасо» (...Valparaiso, 1963), «Мистраль» (Pour Le Mistral, 1965), «Роттердам — аэропорт» (Rotterdam-Europoort, 1966) и др. В конце 70–х — начале 80–х работал в Китае. Последний фильм «История ветра» (Une Histoire De Vent) снимался с его участием тоже в Китае в 1988.
Творчество Ивенса воплощает идею активной кинопублицистики, стремящейся побудить зрителей к справедливому переустройству мира. Вместе с тем картины Ивенса — это и волнующий лирический киномонолог человека 20 века, обладающего зорким глазом наблюдателя, острым монтажным чувством и чуткой неравнодушной душой. Ивенсу принадлежат слова: «Документальный фильм — это совесть киноискусства».
Галина Прожико
1927 ZEEDIJK-FILMSTUDIE режиссер, монтажер, оператор
1928 ARM DRENTHE режиссер, оператор
1928 МОСТ / DE BRUG режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1928 CAISSOUNBOUW ROTTERDAM режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1928 ETUDES DE MOUVEMENTS режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1928 HEIEN режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1928 NIEUWE ARCHITECTUUR режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1928 ZUID LIMBURG режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1929 BREAKERS/BRANDING режиссер, монтажер, оператор
1929 JEUGDDAG монтажер
1929 NVV-CONGRES режиссер, монтажер, оператор
1929 ДОЖДЬ / REGEN режиссер, монтажер, оператор
1929 WIJ BOUWEN режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1930 DEMOSTRATIE VAN PROLETARISCHE SOLIDARITEIT режиссер, монтажер
1930 FILMNOTITIES UIT DE SOVJET-UNIE режиссер, монтажер
1930 TIMMERFABRIEK режиссер, монтажер, оператор
1931 CREOSOOT режиссер, сценарист, монтажер
1931 PHILIPS-RADIO режиссер, монтажер, оператор
1932 ПЕСНЬ О ГЕРОЯХ / PESN O GEROYAZH режиссер, монтажер
1933 MISERE AU BORINAGE режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1934 НОВАЯ ЗЕМЛЯ / NIEUWE GRONDEN режиссер, сценарист, оператор, дикторский текст, исполнитель
1933 ZUIDERZEE режиссер, сценарист, оператор
1935 BORTSI сценарист
1937 ИСПАНСКАЯ ЗЕМЛЯ / THE SPANISH EARTH продюсер, режиссер, сценарист, оператор
1938 ЧЕТЫРЕСТА МИЛЛИОНОВ / THE 400 MILLION продюсер, режиссер, сценарист
1940 NEW FRONTIERS режиссер, сценарист
1940 POWER AND THE LAND режиссер
1941 BIP GOES TO TOWN режиссер
1941 OUR RUSSIAN FRONT сорежиссер
1941 WORST OF FARM DISASTERS режиссер
1943 ACTION STATIONS режиссер, сценарист, монтажер
1943 THE FLIGHT OF THE DRAGON музыка
1945 KNOW YOUR ENEMY: JAPAN режиссер
1945 THE STORY OF G.I. JOE режиссер
1945 ИНДОНЕЗИЯ ЗОВЕТ / INDONESIA CALLING режиссер, сценарист, монтажер
1948 PEIRWSZE LATA режиссер, монтажер
1950 POKOJ ZWYCIEZY SWIAT режиссер
1952 WYSCIG POKOJU WARSAWA-BERLIN-PRAGA режиссер, сценарист
1952 WE ARE FOR PEACE/MY ZA MIR режиссер
1954 ПЕСНЯ ВЕЛИКИХ РЕК / LIED DER STROME режиссер, сценарист
1956 РОЗА ВЕТРОВ / DIE WINDROSE руководитель по производству
1956 MEIN KIND режиссер
1956 ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИЛЯ УЛЕНШПИГЕЛЯ / LES AVENTURES DE TILL L"ESPIEGLE режиссер
1957 СЕНА ВСТРЕЧАЕТ ПАРИЖ / LA SEINE A RENCONTRE PARIS режиссер, сценарист
1958 EARLY SPRING режиссер, сценарист, монтажер
1960 ЗАВТРА В ДЕРЕВНЕ НАНГИЛА / DEMAIN A NANGUILA режиссер
1961 ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК / CARNET DE VIAJE режиссер, сценарист
1961 ВООРУЖЕННЫЙ НАРОД / PUEBLO ARMADO режиссер, сценарист
1962 MARC CHAGALL монтажер
1963 EL CIRCO MAS PEQUENO DEL MUNDO режиссер
1963 … VALPARAISO режиссер
1964 EL TREN DE LA VICTORIA режиссер
1965 НЕБО — ЗЕМЛЯ / LE CIEL, LA TERRE режиссер, исполнитель
1965 МИСТРАЛЬ / POUR LE MISTRAL режиссер, сценарист
1966 РОТТЕРДАМ — АЭРОПОРТ / ROTTERDAM-EUROPOORT режиссер
1967 ДАЛЕКО ОТ ВЬЕТНАМА / LOIN DU VIETNAM сорежиссер
1968 AGRIPPES A LA TERRE режиссер
1968 DETERMINES A VAINCRE режиссер
1968 DIX-SEPTIEME PARALLEL режиссер
1969 L"ARMEE POPULAIRE ARME LE PEUPLE режиссер
1969 LA GUERRE POPULAIRE AU LAOS режиссер
1969 LE PEUPLE EST INVINCIBLE режиссер
1969 LE PEUPLE NE PEUT RIEN SANS SES FUSILS режиссер
1969 LE PEUPLE PEUT TOUT режиссер
1969 PEUPLE ET SES FUSILS режиссер
1969 QUI COMMANDE AUX FUSILS режиссер
1969 RENCONTRE AVEC LE PRESIDENT HO CHI MINH режиссер
1972 GRIERSON исполнитель
1976 AUTOUR DU PETROLE: TAKING режиссер
1976 COMMENT YUKONG DEPLACA LES MONTAGNES режиссер, автор идеи
1976 ENTRAINEMENT AU CIRQUE DE PEKIN режиссер
1976 HISTOIRE D"UN BALLON: LE LYCEE NO. 31 A PEKIN режиссер
1976 IMPRESSIONS D"UNE VILLE: SHANGHAI режиссер
1976 L"USINE DE GENERATEURS режиссер
1976 LE PROFESSEUR TSIEN режиссер
1976 LE VILLAGE DE PECHEURS режиссер
1976 LES ARTISANS режиссер
1976 PHARMACIE NO. 3: SHANGHAI режиссер
1976 UNE CASERNE режиссер
1976 UNE FEMME, UNE FAMILLE режиссер
1976 UNE REPETITION A L"OPERA DE PEKIN режиссер
1977 LES KAZAKS—MINORITE NATIONALE—SINKIANG режиссер
1977 LES OUIGOURS—MINORITE NATIONALE—SINKIANG режиссер
1981 CONVERSATIONS WITH WILLARD VAN DYKE исполнитель
1986 HAVRE исполнитель
1988 ИСТОРИЯ ВЕТРА / UNE HISTOIRE DE VENT режиссер, сценарист, исполнитель

Энциклопедия кино. 2010.

Смотреть что такое "ИВЕНС Йорис" в других словарях:

  • Ивенс, Йорис — Йорис Ивенс Joris Ivens Имя при рожд …   Википедия

  • Ивенс Йорис — (Ivens) (1898 1989), нидерландский кинорежиссёр документалист. Его первые фильмы («Мост», 1928; «Дождь», 1929; «Зейдер Зе», 1930) отмечены импрессионистическим видением, поисками кинематографической выразительности. Среди других фильмов: «Песнь о …   Энциклопедический словарь

  • Ивенс Йорис — Ивенс (Ivens) Йорис (р. 18.11.1898, Неймеген), нидерландский кинорежиссёр. Ранние фильмы И. характеризуются поисками кинематографической выразительности («Мост», 1928), импрессионистской образностью («Дождь», 1929), стремлением раскрыть поэзию и… …   Большая советская энциклопедия

  • ИВЕНС Йорис — • И ВЕНС (Ivens) Йорис (р. 18.11.1898)    нидерл. режиссёр, оператор. В 1927 был одним из основателей Фильм лиги первого киноклуба Голландии. Работал в области док. кино. Его первые ф. Мост (1928), Дождь (1929), Зёйдер Зе (1930, звук, вариант ф.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ИВЕНС (Ivens) Йорис — (1898 1989) нидерландский кинорежиссер документалист. Фильмы: Зейдер Зе (1930), Песнь о героях (1932), Испанская земля (1937), Мы за мир! (1952), Сена встречает Париж (1957), 17 я параллель (1968). Международная Ленинская премия (1968),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ивенс — (Ivens)         Йорис (р. 18.11.1898, Неймеген), нидерландский кинорежиссёр. Ранние фильмы И. характеризуются поисками кинематографической выразительности («Мост», 1928), импрессионистской образностью («Дождь», 1929), стремлением раскрыть поэзию… …   Большая советская энциклопедия

  • Ивенс Й. — И́ВЕНС (Ivens) Йорис (1898–1989), нидерл. кинорежиссёр документалист. Его первые фильмы ( Мост , 1928; Дождь , 1929; Зейдер Зе , 1930) отмечены импрессионистич. ви́дением, поисками кинематографич. выразительности. В дальнейшем наряду с… …   Биографический словарь

  • Авангард (в кино) — Обложка DVD «Авангард: Экспериментальное кино 1920 30 х годов» Авангард (фр. Avant garde, от фр. avant перед и фр. gard охрана, гвардия)  направление в развитии кинематографа, возникшее в противовес коммерческому кинематографу. Киноавангард… …   Википедия

  • Авангард (направление в кино) — Обложка DVD «Авангард: Экспериментальное кино 1920 30 х годов» Авангард (фр. Avant garde, от фр. avant перед и фр. gard охрана, гвардия)  направление в развитии кинематографа, возникшее в противовес коммерческому кинематографу. Киноавангард… …   Википедия

  • Авангард (кинематограф) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авангард. Афиша к фильму Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» Ав …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.