- ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ-4
-
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. Эпизод 4. (Star Wars). США, 1977, 121 мин. Фантастика, приключенческий фильм.
25 мая 1977 года, состоялась премьера ныне знаменитого во всем мире фильма «Звездные войны», выход которого с течением времени стали называть эпохальным событием. Не только в суперзрелищном кино, одним из лидеров которого оказался режиссер, за 11 дней до этого отметивший своеобразный «возраст Христа», то есть собственное 33-летие, и не только в мировом кинематографе последней четверти 20 века. Выпуск «Звездных войн» потом начали сравнивать с несколькими другими поворотными явлениями в техническом и культурном развитии человечества. Вряд ли по одному стечению обстоятельств с разрывом в пару лет были внедрены в массовом масштабе персональные компьютеры и бытовые видеомагнитофоны.
А выход на экраны «Звездных войн» с их уникальными на тот момент спецэффектами знаменовал торжество техники не в домашне-интимном усваивании информации и восприятии произведений киноискусства, наоборот — в глобальном приобщении публики в кинотеатрах к новому, сверхтехничному способу запечатления не столько реальной действительности, сколько воображаемых иллюзий. Джордж Лукас в числе первых из «американских киновундеркиндов» вернул в кино волшебную традицию не братьев Люмьеров, а другого француза — Жоржа Мельеса, придумавшего многие, до сих применяемые кинотрюки.
Фантастическая сказка Лукаса — увлекательное зрелище для семейного просмотра, для зрителей любого интеллектуального уровня. Каждый найдет в ней свое, наиболее ему интересное. Детей радует сама сказка, подростков и молодежь привлекает фантастика, техника высочайшего разряда, замечательные спецэффекты. Кстати, фильм получил семь «Оскаров» как раз за сложные кинематографические трюки, технические достоинства «космической феерии» (Премии была удостоена и музыка Джона Уильямса, главного композитора суперзрелищных лент). Все эти компьютерные и лазерные «фокусы» стоили большую часть бюджета, но именно они в немалой степени способствовали оглушительному успеху картины. А критик Леонард Молтин, например, заявил, что «шоу похитили роботы Ар2Ди2 и СиЗПиОу». Пожалуй, впервые в кино машины представлены в качестве забавных, комедийных созданий, помогающих людям в опасных ситуациях.
Но если искать главную причину сверх-удачи Джорджа Лукаса, безусловно, она заключена в точно найденной манере рассказа. «Эпизод IV, давным-давно, в очень, очень далекой галактике...». В самом зачине немало иронии: почему-то эпизод IV (и зрители «покупаются» на это, считая, что видят четвертую часть своеобразного сериала), давным-давно как в сказке, а действие-то происходит в будущем, и очень-очень далеком. Принцесса Лейа — сказочный персонаж. Отважный и благородный Люк Скайуокер (буквально — «Небесный путник») — герой романов «плаща и шпаги», еще в 30-е годы позаимствованный американцами для комиксов о Супермене, Человеке-Летучая мышь, Человеке-Пауке, Флэш Гордоне и пр. Хан Соло — просто ковбой с Дикого Запада, неизвестно как перенесшийся в машине времени из 19 века в космические просторы грядущего, получив вместо кольта лазерный пистолет, Человекоподобная обезьяна Чьюбакка «забрела» из киносериала «Планета обезьян». Присутствие актера Питера Кушинга (известного по многочисленным «Дракулам») в роли представителя Зла — галактической империи, — так же не случайно. А вдохновлялся режиссер «самурайским фильмом» Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости».
Несомненно одно: Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную «звездную фантазию». Только по стечению обстоятельств, благодаря усилиям военных и политиков название ленты стало ассоциироваться с одной из самых страшных угроз для человечества. Расстроенный Джордж Лукас даже подал в суд за такое использование термина — но иск был отклонен.
Однако вопреки сегодняшним представлениям о мгновенном успехе «Звездных войн», вовсе не будет лишним привести такие данные — лента была выпущена в 1977 году всего в 32 кинотеатрах и имела за первые шесть дней проката только. $2,6 млн! Это потом начался настоящий бум — и в итоге картина собрала $322, 8 млн. На волне популярности уже оставивший хлопотную режиссерскую профессию Лукас подготовил как продюсер еще две серии — «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение Джедая», которые получили в прокате соответственно $222, 7 и $263, 7 млн. Казалось бы, звездная эпопея закончилась.
Но год назад стало известно о том, что Лукас решил не только повторно выпустить прославивший его фильм «Звездные войны» на экраны США и мира в канун двадцатилетия этой ленты, но и подготовить новый вариант с перемонтажом ряда сцен, добавлением современных компьютерных эффектов. Общий хронометраж увеличился на 4, 5 минуты, а вся затея обошлась режиссеру в $10 млн! Наиболее ярые поклонники картины отнеслись к этому явно скептически. Они даже призвали срочно запастись видеокассетными и лазерно-дисковыми копиями прежней, любимой многими версии, поскольку прослышали о том, что Джордж Лукас был намерен уничтожить старый вариант.
И тем более никто не подозревал, что новая версия «Звездных войн» произведет настоящий фурор в прокате США, став главным событием 1997 года. Беспрецедентным является результат $138, 2 млн для кассовых сборов при повторном выпуске. А по общим итогам проката (если учитывать также и данные 1977 года) лента Лукаса получила $461 млн, намного опередив «Е. Т. , Инопланетянин» Стивена Спилберга, который держал первенство 15 лет. Правда, если не принимать в расчет инфляцию доллара. А в тщательно пересчитанном рейтинге кассовых лидеров «Звездные войны» имеет лишь $770, 7 млн, и это более чем на $90 млн все же уступает результатам «самого американского» фильма «Унесенные ветром».
Сергей Кудрявцев
В ролях: Харрисон Форд (см. ФОРД Харрисон), Марк Хемилл, Керри Фишер, Алек Гиннес (см. ГИННЕС Алек), Питер Кушинг (см. КУШИНГ Питер), Энтони Дениелс, Кенни Бейкер, голос Джеймса Эрла Джонса.
Режиссер Джордж Лукас (см. ЛУКАС Джордж).
Энциклопедия кино. 2010.