- ЖИЛЕЦ
-
«ЖИЛЕЦ» (Le locataire) Франция, 1976, 125 мин.
Триллер-драма с иронически-мистическими мотивами.
Абсурдный, сюрреалистический стиль этого фильма сравнивался с черным юмором ранних короткометражек Романа Полянского, созданных еще в Польше. Но в «Жильце» (кстати, он знаменательно перекликается по названию с одной из первых лент Альфреда Хичкока) комедийность интонации уступает место мрачной атмосфере, состоянию паранойи.
Некий эмигрант Трелковский, поселившийся в Париже, узнает, что предыдущая квартирантка, молодая девушка, хотела покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Трелковский, робкий служащий, боящийся соседей, начинает подозревать, что они намерены точно так же расправиться и с ним, доведя до помешательства. Герой все более идентифицирует себя с бывшей жиличкой, пока в приступе шизофрении, надев ее одежду, не пытается покончить с собой. Финальный кадр может окончательно запутать зрителей или, наоборот, дать им ключ к разгадке всей истории.
Полянский предлагает множественность трактовок. Забинтованный Трелковский в больнице приравнивается к прежней квартирантке, которую навещал как-то вместе с ее подругой. Его крик ужаса вызван раздвоением сознания, перевоплощением в другого человека и словно наблюдением себя со стороны.
В то же время вопль заставляет вспомнить о крике точно так же забинтованной девушки в начале ленты — и все происшедшее в дальнейшем может быть понято как кошмар прикованной к больничной постели. Впрочем, лишенное лица и пола спеленутое существо воспринимается будто видение, знак судьбы, предсказание фатального исхода для героя. Он теряет не жизнь, а собственную индивидуальность, идентичность. Излюбленные кафкианские мотивы потерянности и двойственности существования человека в чуждом ему алогичном мире воплощены Романом Полянским будто в форме пособия по шизофрении.
В то же время несомненна связь «Жильца» с первой работой польского режиссера на Западе — «Отвращение». Благодаря тому, что Полянский сам играет главную роль, фильм «вечного эмигранта» (правда, он, родившийся в Париже, постранствовав, в конце концов, натурализовался именно во Франции, где позже повторно женился и завел ребенка) не случайно может восприниматься в немалой степени в качестве авторского и личного, учитывая, правда, то, что этот постановщик не относится к числу исповедальных мастеров.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Роман Полянский (см. ПОЛЯНСКИЙ Роман), Изабель Аджани (см. АДЖАНИ Изабель), Мелвин Даглас, Шелли Уинтерс Джо, Ван Флит, Бернар Фрессон, Лиля Кедрова, Клод Дофен.
Режиссер Роман Полянский (см. ПОЛЯНСКИЙ Роман).
Энциклопедия кино. 2010.