- ЖИЗНЬ РОМАН
-
«ЖИЗНЬ — РОМАН» (La vie est un roman) Франция, 1983, 111 мин.
Экзистенциальная драма с исорическими сценами.
Ален Рене, выдающийся режиссер мирового кино, экспериментатор и новатор в области формы, разрабатывает стиль философского кинематографа. После признания фильмов «Провидение» и «Мой американский дядюшка» заговорили о «возрождении Рене», о его открывшемся втором дыхании. При работе над картиной «Мой американский дядюшка» Рене встретился с новым для себя сценаристом Жаном Грюо, ранее сотрудничавшим с Жаком Риветом и Франсуа Трюффо. Он сделал с Грюо и две последующие ленты «Жизнь — роман» и «Любовь до смерти». В свою очередь первая из них открывает как бы новый цикл в творчестве режиссера, который ощутил интерес к театральности, декоративности, к камерным историям, разыгрываемым несколькими актерами в замкнутом пространстве. Знаменитые проезды, трэвеллинги из ранних фильмов, дробные видения, мозаичные образы картин среднего периода сменились на внутрикадровые композиции, порой статичные кадры «заснятого спектакля». Это особенно явно, даже демонстративно осуществлено в более поздней ленте «Мелодрама». Но категория времени, путешествие «по волнам памяти», романность мышления по-прежнему остались для Алена Рене самыми главными.
Название «Жизнь — роман» звучит программно (непонятно, почему американцы дали фильму более романтический заголовок «Жизнь — это постель из роз»). Режиссер сопоставляет два времени, две эпохи — первую мировую войну и современность, — рассказывая о наивных попытках героев уединиться от бурного века в замке, называемом «Башня счастья», впасть в летаргический сон, забыться, ощущая себя «пленниками вечности». Мотив, который прозвучал в ленте «В прошлом году в Мариенбаде», вызвавшей бурные споры, более понятен, яснее выражен в картине «Жизнь — роман». Правда, конкретика современной части фильма со сценами дискуссий о путях развития образования и воспитания в обществе проигрывает по сравнению с отвлеченно-мистической, волшебно-сказочной природой ретроспективных эпизодов об аристократах, желающих «потеряться» в мире иллюзий.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Витторио Гассман (см. ГАССМАН Витторио), Руджеро Раймонди, Джералдин Чаплин (см. ЧАПЛИН Джералдина), Фанни Ардан (см. АРДАН Фанни), Пьер Ардити, Сабин Азема (см. АЗЕМА Сабина).
Режиссер Ален Рене (см. РЕНЕ Ален).
Энциклопедия кино. 2010.