- ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ
-
«ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1964, ч/б, 101 мин.
Киноповесть.
В кинотворчестве В. Шукшина «Живет такой парень» — самая солнечная, самая простая и жизнерадостная картина. Сюжет путешествия и путешествующий герой — Паша Колокольников — позволили художнику вторгнуться в мир реальности и проявить его настрой, его житейские и человеческие проблемы. Фокус состоял в том, что в путешествие отправлен фольклорный персонаж — непобедимый, добрый, желающий помочь всем вокруг, побеждающий напасти юмором. Сколько вокруг судеб, одиноких людей, тяжких воспоминаний. Важно настроиться на счастье, на удачу, и все может перемениться. Пашка и становится настройщиком душ. Там, где нужно, он товарища на работе подменит, горящую машину в безопасное место уведет, двух пожилых людей сведет, чтобы были они счастливы, вместе коротали жизнь. Он впитывает в себя поверья, разыгрывает спектакли, дурит людям голову, шутя с ними и посмеиваясь над собой. Он готов бичевать мещанство, поносить несчастных слоников, стоящих на комоде в доме своей подруги, объяснять ей, каким должен быть культурный быт, какой должна стать она сама, чтобы быть счастливой, а в ответ получит горькую отповедь, услышит о непоколебимых правилах жизни среди людей, которые нельзя ломать, не сломав человека. Он услышит рассказ о девушке, бродящей по земле и предвещающей беду, и во сне встретится с ней, узнав свой женский идеал. Он даст интервью журналистке в больнице (роль журналистки исполнила поэтесса Белла Ахмадулина), будет представляться, ерничать, завлекая столичную корреспондентку. Но на вопрос: почему же он совершил свой подвиг, ответит быстро — по глупости. Ведь ясно — любой бы так поступил, просто он был первым. Новеллистическая организация материала позволила Шукшину использовать свой писательский опыт, но и включить в повествование столь важный в контексте мир природы родного Шукшину Алтая. На фоне рек, взгорий, полей человек должен оставаться органической частью общей гармонии. Ему необходимо понять окружающее, разобраться в себе, пройти трудный человеческий путь достойно, не забывая ни своей истории (могила у дороги не должна зарасти, остановившиеся люди должны помянуть умершего) и пытаться понять смысл и цель собственной жизни.
В начале 60-х Шукшин привел на экран Пашку Колокольникова, дал возможность Л. Куравлеву представить народный характер в стихии жизни, исполненной надежд.
В ролях: Леонид Куравлев (см. КУРАВЛЕВ Леонид Вячеславович), Белла Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна), Лидия Чащина (см. ЧАЩИНА Людмила Александровна), Лариса Буркова (см. БУРКОВА Лариса), Родион Нахапетов (см. НАХАПЕТОВ Родион Рафаилович), Анастасия Зуева (см. ЗУЕВА Анастасия Платоновна), Нина Сазонова (см. САЗОНОВА Нина Афанасьевна), Борис Балакин, Иван Рыжов (см. РЫЖОВ Иван Петрович), Борис Романов (см. РОМАНОВ Борис), Юрий Григорьев (см. ГРИГОРЬЕВ Юрий Валентинович), Ренита Григорьева (см. ГРИГОРЬЕВА Ренита Андреевна), Виктор Филиппов (см. ФИЛИППОВ Виктор Сергеевич), Евгений Тетерин (см. ТЕТЕРИН Евгений Ефимович).
Режиссер: Василий Шукшин (см. ШУКШИН Василий Макарович).
Автор сценария: Василий Шукшин (см. ШУКШИН Василий Макарович).
Оператор: Валерий Гинзбург (см. ГИНЗБУРГ Валерий Аркадьевич).
Художник-постановщик: Александр Вагичев (см. ВАГИЧЕВ Александр).
Используемая музыка: Павел Чекалов (см. ЧЕКАЛОВ Павел Владимирович).
Звукорежиссер: Валентин Хлобынин (см. ХЛОБЫНИН Валентин Данилович).
Монтаж: Лидия Жучкова.
«Золотой Лев св. Марка» МКФ для детей и юношества в Венеции—64; Премия за лучший комедийный фильм ВКФ—64 в Ленинграде.
Энциклопедия кино. 2010.