ЖЕНЩИНА-ОБЕЗЬЯНА

ЖЕНЩИНА-ОБЕЗЬЯНА

«ЖЕНЩИНА-ОБЕЗЬЯНА» (La donna scimmia) Италия — Франция, 1963, 100 мин.
Экзистенциальная трагикомедия.
Провокационное творчество Марко Феррери в начале 60-х годов еще пытались укротить цензура и общественное мнение, особенно в католической Италии, куда режиссер вернулся после пребывания в Испании. Его заставляли кое-что менять, сглаживать, хотя, например, переснятый финал ленты «Женщина-обезьяна» оказался более язвительным по сути. Многих раздражала невписываемость Феррери в итальянское кино той поры, он воспринимался не как свой enfant terrible, а скорее всего в качестве пришельца, чужака, оскорбляющего собственным вульгарно-циничным и непереносимо мрачным юмором. Влияние стиля «черной комедии» приписывалось на счет испанского сценариста Рафаэля Асконы, но последующие самостоятельные замыслы итальянского режиссера доказали, что эпатажное высмеивание абсурда жизни присуще ему самому. Казалось обидным и то, что Марко Феррери дерзко ниспровергал авторитеты, в частности, в картине «Женщина-обезьяна» едко иронизировал над признанным шедевром «Дорога» Федерико Феллини.
Действительно, можно обнаружить много внешне общего в этих произведениях. Мир странствующего цирка, балагана, проходимец-мужлан Антонио, который издевается над беззащитной женой Марией, только вот его супруга — урод, покрытая волосами с головы до ног женщина, и ее этот негодяй возит повсюду в клетке и выдает за обезьяну.
Трагикомическая манера Феррери, конечно, сильно отличается от стиля Феллини, больше доминирует комическое, нежели трагическое. И все-таки отчаяние героя, осознавшего даже на краткий миг после смерти своей жены-рабыни-зверя, что был к ней привязан (а за кадром звучит траурно-веселый марш Тео Узуэли), убеждает, что ниспровергателю моральных ценностей не чужды «слезы сквозь смех». На раннем этапе своей карьеры он исследует, если вглядеться в глубь ернических фарсов, проблему выживания человека в условиях диктата со стороны собственного супруга или семьи. Начиная с испанских фильмов «Квартирка» и «Коляска», а затем подхватывая этот мотив в лентах «Пчеломатка» и «Женщина-обезьяна», режиссер вступается за «маленьких людей», обиженных и растоптанных своими близкими, которые жаждут господства и беспрекословного подчинения. В то же время «Женщина-обезьяна» оказывается антитезой «Пчеломатки», решая вопрос борьбы мужского и женского начал, самцов и самок с альтернативной точки зрения, когда мужчина остается в живых и вынужден усыновить прижитого ребенка, «обезьяньего» детеныша, которого наверняка сделает участником нового балаганного зрелища. То, что лишь намечено в картинах начала 60-х годов, более обобщенно, уже как идея о вырождении человеческого рода, а не только отдельной семьи (что проявляется в стремлении полностью покорить себе подобного и низвести вовсе не урода до состояния послушного животного), найдет отражение в работах среднего периода творчества замечательного итальянского мастера — «Сука» (1971), «Последняя женщина» (1975) и «Прощай, самец» (1977). Кстати, в последней из них забавно и трагически продолжена тема «самца и детеныша».
Сергей Кудрявцев
В ролях: Уго Тоньяцци (см. ТОНЬЯЦЦИ Уго), Анни Жирардо (см. ЖИРАРДО Анни).
Режиссер Марко Феррери (см. ФЕРРЕРИ Марко).

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЖЕНЩИНА-ОБЕЗЬЯНА" в других словарях:

  • Обезьяна — (иноск. бранн.) некрасивый человѣкъ; кривляка; переимчивый. Старая обезьяна (бранн.) некрасивый старикъ ухаживатель. Ср. Но эта важная забава Достойна старыхъ обезьянъ Хваленыхъ дѣдовскихъ временъ... Ловласовъ обветшала слава... А. С. Пушкинъ.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Обезьяна и сущность — Ape and essence Жанр: повесть Автор: Олдос Хаксли Язык оригинала: английский Год написания: 1948 …   Википедия

  • Женщина-волк из Лондона — She Wolf of London …   Википедия

  • обезьяна — (иноск. бранн.) некрасивый человек, кривляка; переимчивый Старая обезьяна (бранн.) некрасивый старик ухаживатель Ср. Но эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времен... Ловласов обветшала слава... А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 4 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Последняя женщина — итал. L Ultima Donna фр. La Dernière femme …   Википедия

  • Человек-обезьяна из Дели — (англ. Monkey Man of Delhi)  человекообразное существо, якобы неоднократно наблюдавшееся в индийской столице Дели в 2001 году. Содержание 1 Внешний вид 2 Теории происхождения …   Википедия

  • Голая обезьяна — The Naked Ape: A Zoologist s Study of the Human Animal Автор: Десмонд Моррис Жанр: Научно популярная …   Википедия

  • ФЕРРЕРИ Марко — ФЕРРЕРИ (Ferreri) Марко (11. 05. 1928 9. 05. 1997), итальянский режиссер. По образованию ветеринар, занимался торговлей и рекламой спиртных напитков. К кино проявил интерес, работая вместе с С. Спиной над рекламными короткометражными фильмами.… …   Энциклопедия кино

  • Сводный алфавитный список фильмов. Ж — Ж «Ж. А. Мартен, фотограф» («J. A. Martin, photographer», 1976, канад.) «Жаворонки прилетают первыми» (1967) «Жаворонок» («Pacsirta», 1964, венг.; в СССР  «Любимый деспот») «Жаворонок» (1965) «Жадность» («Несчастье со скрягой», 1964, монг.)… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ЖИРАРДО Анни — (Annie Girardot) (р. 25 октября 1931, Париж), французская актриса. Дочь акушерки, Анни 1954 году окончила Консерваторию драматического искусства и приглашение в «Комеди Франсэз». В кино Жирардо дебютировала в 1955 году в фильме А. Юбеля… …   Энциклопедия кино


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»