ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС

ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС

«ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС», Россия, ФОНД РОЛАНА БЫКОВА/РОСКОМКИНО, 1994, цв., 241 мин.
Ретро-драма в двух фильмах.
В основе фильма «Железный занавес» — автобиография. Судьба героя ленты Кости Савченко почти полностью повторяет послевоенную судьбу автора. Все тут похоже на другие судьбы — двор, школа, коммуналка, шпана, первая любовь. Но многое более, чем индивидуально — полуприятельские отношения с Василием Сталиным, поступление во ВГИК... Возможно, «Железный занавес» — это единственная в своем роде попытка исповеди, попытка объясниться. Попытка режиссера доказать, что его кинематограф всегда был личностным, авторским, резко индивидуальным. Может быть именно поэтому последний фильм органично вобрал в себя все смыслы творчества Кулиша. Почти пять часов мы смотрим совершенно произвольный по композиции фильм, сюжетом которого является жизнь какого-то человека. В первой части он — ребенок, во второй — юноша. Характера почти нет. Зато мир вокруг до предела «характерен». Сны добавляют пущей странности к этой, и без того причудливой картине мира. Так 40-е годы еще не показывали. Но есть в ленте нечто уж совершенно удивительное. Время от времени в действие вкрапляются необъяснимые сцены сюрреалистического характера. Вот зимою гуляет почти голая девочка («У нее два сердца», — говорят вокруг). Вот к волейбольной площадке подъезжает машина, из нее выходит некое высокопоставленное лицо с охраной и маленьким сыном и начинает созерцать игру, в то время как охранники плотным кольцом окружают площадку. Вот еще один странный матч — на одной из улиц останавливается автомобиль, из него выходит очень молодой генерал, мгновенно его окружает местная шпана, и все они начинают азартно играть в футбол. Таких эпизодов — множество. И ничего не объясняется. Тьмы людей проходят перед нами — появляются и исчезают: куда они исчезли, почему о них забыли? Неизвестно, неважно. Нет фабулы, есть жизнь. Никаких мифов, сюжетных архетипов, никаких соответственно штампов и шаблонов. Все — «табула раса», все сквозь личное видение. Так помню — и точка. Иначе не умею. История — есть прошлое, которое каким-то образом организуется в нашей памяти. Воспроизводя его на экране, мы поневоле заключаем прошлое в рамки некоего стиля, некоего образа мира. В фильме Кулиша события и эпизоды обрушиваются на зрителя градом, без видимой упорядоченности. Каждая следующая сцена ошарашивает каким-то новым состоянием. Люди здесь — не заложники Истории и не марионетки Автора-демиурга. Они не подвластны никому, у них своя судьба. Они приходят словно из Космоса, из Вселенной воспоминания. Это открытый взгляд на мир. Человек не рефлектирует, просто живет. Все предстающее перед ним — нормально. И складывается замечательный образ. Повседневная жизнь в утопическом пространстве тоталитарного социума. Бытие отравлено, материя его едка и пропитана ядом. Порою кажется, что органичнее этому миру сойти с катушек и провалиться — в сны, в Ад. Где рушатся бомбы, погибают люди и — нет, не только, — где солнечный, утопающий в зелени город детства — Киев, конка, старинные церкви... и снова — нет, нет! — толпы, толпы, паника, концлагеря. А иногда сама реальность становится сном — так происходит в минуты коллективного безумия: магазинных драк в день денежной реформы, массовых гуляний, похорон Сталина. Да и фестиваль 58-го года, не смотря на свою праздничность, так же сумбурен и тревожен. Этот сумбур, проникая внутрь композиции фильма, создает впечатление странной нормы. Мир в фильме словно искусственно сдерживается мир на грани нервного срыва. Еще чуть-чуть — и все поубивают друг друга. Идя на поводу у каждого, совершенно самоценного и суверенного эпизода, автор словно боится остановиться: продление состояния чревато взрывом. И продолжается это скольжение по смыслам времени, осторожное и экспрессивное одновременно (каждая вещь заявляет о себе, каждый образ кричит), продолжается блуждание в поисках пути.
В ролях: Саша Быковский, Тимофей Федоров (см. ФЕДОРОВ Тимофей), Алла Казанская (см. КАЗАНСКАЯ Алла Александровна), Сергей Зернов (см. ЗЕРНОВ Сергей), Ольга Черноок, Любовь Матюшина, Борис Романов (см. РОМАНОВ Борис), Семен Стругачев (см. СТРУГАЧЕВ Семен Михайлович), Ксения Терентьева, Алексей Артамонов, Александр Яцко (см. ЯЦКО Александр), Владимир Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Владимир (актер)), Татьяна Деллос, Вера Майорова (см. МАЙОРОВА Вера Владимировна), Семен Лившин, Владимир Ветров, Никита Прозоровский (см. ПРОЗОРОВСКИЙ Никита), Георгий Саакян (см. СААКЯН Георгий Маркарович), Ольга Алешина, Оксана Кирющенко, Сергей Бадичкин (см. БАДИЧКИН Сергей), Иван Захава, Александр Милокостый (см. МИЛОКОСТЫЙ Александр), Владимир Носик (см. НОСИК Владимир Бенедиктович), Сергей Базыкин, Нонна Терентьева (см. ТЕРЕНТЬЕВА Нонна Николаевна), Леонид Евтифьев (см. ЕВТИФЬЕВ Леонид), Сергей Попов (см. ПОПОВ Сергей Сергеевич), Александр Сорочинский, Александр Голубев, Вероника Ицкович, Александр Теплов, Татьяна Майст, Екатерина Медведева, Владимир Симонов (см. СИМОНОВ Владимир Александрович), Евгений Князев (см. КНЯЗЕВ Евгений), Борис Мирза, Дмитрий Пронин, Сергей Сахаровский, Юрий Заборовский (см. ЗАБОРОВСКИЙ Юрий), Василий Кудров, Тимур Барахоев, Галина Сазонова, Анатолий Винокуров, Елена Богданова, Андрей Перунов, Владимир Седов (см. СЕДОВ Владимир Алексеевич), Федор Смирнов (см. СМИРНОВ Федор), Владимир Царев, Виктор Поляков, Лев Летуновский, Женя Сафонов, Сережа Фролов, Андрей Клевашов, Андрей Аникин, Кирилл Люляев, Илья Заславский, Миша Тихонов, Роман Кирьянов, Александр Каручеков, Владимир Колиев, Алексей Троценко, Наталья Коломеец, Елена Сазонова, Александр Гуревич, Абдулвахад Бахаев, Геннадий Веретенников, Мария Москалева, Ислам Казиев (см. КАЗИЕВ Ислам Амашевич), Ирина Ладынина, Ирина Васильева, Элла Киселева, Павел Овчинников, Марина Сливкина, Настя Туркина, Олег Ермаков, Костя Воронин, Светлана Мамаева, Саша Соколовский, Денис Патряхин, Андрей Лемеш, Юрий Колокольников (см. КОЛОКОЛЬНИКОВ Юрий), Андрей Переславцев, Виталий Степченко, Денис Кутуков, Алеша Терехов, Паша Курлыкин, Алеша Седов.
Режиссер: Савва Кулиш (см. КУЛИШ Савва Яковлевич).
Автор сценария: Савва Кулиш (см. КУЛИШ Савва Яковлевич).
Операторы: Владимир Климов (см. КЛИМОВ Владимир Михайлович), Андрей Ренков (см. РЕНКОВ Андрей).
Художники-постановщики: Леонид Перцев (см. ПЕРЦЕВ Леонид Леонидович), Владимир Кирс (см. КИРС Владимир).
Композитор: Олег Каравайчук (см. КАРАВАЙЧУК Олег).
Звукорежиссер: Валерий Левкович.
Монтаж: Роза Рогаткина, Александр Кулешов.
Продюсер: Савва Кулиш (см. КУЛИШ Савва Яковлевич).
Приз за лучший актерский дебют (Т.Федоров) КФ »Созвездие—95«.

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС" в других словарях:

  • Железный занавес — Der eiserne Vorhang (нем.), the iron curtain (англ.), le rideau defer (фр.). Этому выражению дало жизнь использовавшее ранее в театре приспособление железный занавес, который, чтобы уберечь зрительный зал от огня, опускали на сцену в случае… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС — (iron curtain) Разграничение между подконтрольной СССР Восточной Европой и Западной Европой. Впервые эту фразу произнесла в 1920 г. Этель Сноуден, жена британского политика лейбориста, но известной ее сделал Уинстон Черчилль заявивший в марте… …   Политология. Словарь.

  • Железный занавес — (Iron Curtain), широко распространенное назв. границы между восточно европ. странами, ориентированными на быв. Советский Союз, и зап. неком. гос вами. Применительно к странам советской сферы влияния этот термин впервые был введен в обиход… …   Всемирная история

  • Железный занавес — ЗАНАВЕС, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Железный занавес — У этого термина существуют и другие значения, см. Железный занавес (значения). Границы железного занавеса на карте Европы. «Железный занавес» …   Википедия

  • Железный занавес — крыл. сл. Железный занавес, отделяющий в противопожарных целях театральную сцену и примыкающие к ней помещения от зрительного зала, впервые был применен во Франции в Лионе в конце 80 х начале 90 х годов XVIII в. В течение последующего столетия… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • железный занавес — неодобр. о политике, обусловленной идеологической борьбой и направленной на изоляцию какой нибудь страны или группы стран от внешних связей и влияний. Это выражение встречалось уже в Первую мировую войну, 23 декабря 1919 г. Ж. Клемансо заявил во… …   Справочник по фразеологии

  • Железный занавес (значения) — Железный занавес: Пожарный занавес в театре  первоначальное значение термина. Занавес выполняется из металла. Железный занавес  политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер. Железный занавес … …   Википедия

  • Железный занавес — 1. Публ. Неодобр. Преграды (обычно намеренно создаваемые по идеологическим соображениям), препятствующие взаимным контактам различных стран и создающие их политическую изоляцию. БМС 1998, 200; ТС ХХ в., 228; ШЗФ 2001, 74; Янин 2003, 106; БТС, 334 …   Большой словарь русских поговорок

  • «Железный занавес» — режим изоляции социалистического лагеря. Идея принадлежит Черчиллю, выступившего 5 марта 1946 г. в Фултоне (США) с предупреждением об угрозе коммунистической экспансии в Европе …   Геоэкономический словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»