- ДЮБА-ДЮБА
-
«ДЮБА-ДЮБА», Россия, ИНТЕРКРОСС (Россия-Канада)/АСК, 1992, цв., 140 мин.
Триллер.
Когда-то Андрей Плетнев жил в провинциальном городке и любил девушку Таню. А теперь, учась на сценарном факультете ВГИКа, где ему «светит» стажировка в Америке, он случайно узнает, что Таня за употребление наркотиков попала в колонию усиленного режима. Андрей решает во что бы то ни стало устроить любимой побег. . .
Александр Хван пригласил на роль студента Андрея Олега Меньшикова, ровно десять лет назад сыгравшего студента Костика в «Покровских воротах». Там он учился на историка, здесь — на сценариста. Не историк является сегодня персоной, воплощающей дух времени и злобу дня. Скорее тот, кто реально занимается собственным жизнеустройством без особой оглядки на социальный контекст и изнуряющей рефлексии. В этих условиях предвосхищается конъюнктурный спрос на составление личных программ, на, так сказать, жизненный дизайн. Соответственное умение превращается в товарный эквивалент.
Андрей реализует это умение, становясь кузнецом своего счастья. Однако инстинкт самосохранения взывает к осторожности. Необходима чья-то санкция. И тут на сцену является призрак третьего студента, юриста. В роли адвоката Егора — Георгий Тараторкин, сыгравший Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Льва Кулиджанова, учителя Хвана.
«Призрак» ведет себя так, как свойственно духам на спиритических сеансах: совет звучит неопределенно, его приходится толковать как хочется. А хочется так, как задумано Андреем по сюжету. Сюжет же придуман дерзко, но примитивно. Это студенческий эскиз, типовой проект фольклорно-романтического повествования: похищение невесты из плена. В предлагаемых обстоятельствах — из женской колонии. Девушка, разумеется, запутавшаяся жертва, по сердечной склонности доверившаяся негодяю. Соответственно, идея сюжета — миссия интеллигента по отношению к заблудшей, но чистой душе, нечто гаршинско-купринское. А потом на поверхность выходит подоплека событий, о которой сигнализировало появление Егора. Сюжет-то сам по себе не бред любовного очарования, не гуманный порыв, а вот это самое: «Тварь ли я дрожащая или право имею...»
В ролях: Олег Меньшиков (см. МЕНЬШИКОВ Олег Евгеньевич), Анжела Белянская, Александр Негреба (см. НЕГРЕБА Александр Валерианович), Григорий Константинопольский (см. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Григорий Михайлович), Александр Тютин (см. ТЮТИН Александр Викторович), Виктор Тереля, Владимир Головин (см. ГОЛОВИН Владимир Иванович), Рамиль Сабитов, Роман Греков (см. ГРЕКОВ Роман), Георгий Тараторкин (см. ТАРАТОРКИН Георгий Георгиевич), Фархад Махмудов (см. МАХМУДОВ Фархад), А. Корнеев, Валентина Ананьина (см. АНАНЬИНА Валентина Георгиевна), Наталья Селиверстова, В. Лазарев.
Режиссер: Александр Хван (см. ХВАН Александр Федорович).
Авторы сценария: Петр Луцик (см. ЛУЦИК Петр Николаевич), Алексей Саморядов (см. САМОРЯДОВ Алексей Алексеевич).
Оператор: Анатолий Сусеков (см. СУСЕКОВ Анатолий Юрьевич).
Художник-постановщик: Григорий Широков (см. ШИРОКОВ Григорий Григорьевич).
Композитор: Александр Хван (см. ХВАН Александр Федорович).
Используемая музыка: Петр Чайковский, Густав Малер.
Звукорежиссеры: Вячеслав Ключников (см. КЛЮЧНИКОВ Вячеслав Григорьевич), Владислав Набатников (см. НАБАТНИКОВ Владислав Матвеевич).
Монтаж: Альбина Антипенко.
Приз кинопрессы за лучший режиссерский дебют 1992 года (А.Хван); Приз Киноакадемии «Ника» «За лучшую звукорежиссуру» (1992, В.Набатников, В.Ключников); Номинация на приз «Ника» (1992) по категориям: «Лучшая сценарная работа» (П.Луцик и А.Саморядов), «Лучшая мужская роль» (О.Меньшиков); Приз «Золотой Овен» (1993, сценаристы П.Луцик и А.Саморядов); Приз Московской Гильдии актеров театра и кино лучшему актеру 1992 года (О.Меньшиков) Акция-кинофестиваль «Сталкер—95» (Москва);
Энциклопедия кино. 2010.