- ДУРНАЯ КРОВЬ
-
«ДУРНАЯ КРОВЬ» (Mauvais sang) Франция, 1986, 125 мин.
Эстетская антиутопия.
Двадцатипятилетний Лео Каракс своим вторым фильмом подтвердил, что с ним не случайно связывают надежды, причисляют к лидерам «новейшей волны» уже 80-х годов и называют «постгодаровским» режиссером.
Каракс талантливо и отнюдь не по-ученически усваивает кинематографические уроки Жан-Люка Годара, одного из лучших авангардистов и новаторов кино. Рваный монтаж, синкопический ритм, обилие деталей на крупных планах, коллаж жанров, постмодернистское переосмысление банальных сюжетных схем — все это типично годаровское пронизано у его молодого коллеги не столько внешней, лихорадочной, сумасбродной, сколько внутренней, затаенной, непознаваемой нервозностью, подспудным смятением души, которая большую часть пребывает в сомнамбулическом состоянии. Чередование заторможенных, как бы рапидных сцен с угасающим ритмом и неожиданно взрывных, неистовых эскапад героя (да еще под музыку Сергея Прокофьева из «Ромео и Джульетты») составляет особую прелесть этой ленты. По внешнему слою — это словно «Безумный Пьеро» в ночных фантастических экстерьерах «Альфавиля».
Фантастический допуск есть и в сюжете картины Лео Каракса, отнесенной к ближайшему будущему. Юноша Алекс (кстати, настоящее имя постановщика — Александр) ищет некий антидот от угрожающей человечеству болезни, вполне похожей на СПИД. Но несколько странно выглядящий герой, как будто с чертами слабоумия или олигофрении (играет его, как и в дебюте «Парень встретил девушку», Дени Лаван, ровесник режиссера), одержим гораздо больше поисками выхода из «пограничной ситуации», преодолением страха перед разобщенностью и непониманием. Алекс жаждет избавления от «дурной крови», которая проникла во все артерии и сосуды как каждого человеческого организма, так и общества в целом. Мечущемуся по сумрачному, тревожному Парижу новому Мишелю Пуакару или Пьеро конца 20 века необходимо в качестве лекарства, антидота лишь искреннее сочувствие, которое тонкой нитью свяжет его с другим человеком в этом враждебном мире.
Знаменательно, что «Дурная кровь» получила только что придуманный приз имени Альфреда Бауэра «за открытие новых путей в киноискусстве» на фестивале в Западном Берлине—87.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Дени Лаван, Мишель Пикколи (см. ПИККОЛИ Мишель), Жюльет Бинош (см. БИНОШ Жюльет), Ханс Майер, Жюли Дельпи (см. ДЕЛЬПИ Жюли), Серж Реджани (см. РЕДЖИАНИ Серж).
Режиссер Лео Каракс (см. КАРАКС Леос).
Энциклопедия кино. 2010.