ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ

ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ

«ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ», СССР, Киевская киностудия, 1957, цв., 98 мин.
Драма.
По мотивам одноименной повести М. Коцюбинского.
...Начало 19 века. Уже второе поколение бывших вольных запорожцев тянет панское ярмо. Крепостную выдают замуж за панского гайдука, а ее возлюбленного за вольные речи должны сдать в солдаты. Хлопец подается за Дунай на вольные земли, а возлюбленная прямо из-за свадебного невеселого стола устремляется вслед за ним. При переправе героя догоняет пуля стражника, когда, стоя уже на том берегу, шлет он проклятья пану. Через горящие плавни выносит его на себе героиня и укрывает у симпатичных цыган, промышляющих темными делами. Парень поправляется, но во время облавы его арестовывают и собираются отправить обратно в Россию. После неудачных попыток подкупить власти героиня решает отобрать возлюбленного при переправе через Дунай с помощью земляка. В результате она и земляк погибают, а герой, став стариком, рассказывает эту историю новой партии собирающихся бежать на тот берег. Такова фабула рассказа, принадлежащего перу автора «Теней забытых предков» Михаилу Коцюбинскому, блистательному украинскому прозаику начала 20 века, соединившему жестокий реалистический сюжет с напряженной импрессионистической манерой письма, так точно уловленной в кино. Такова же и фабула фильма Марка Донского, по этому рассказу поставленного — фильма с самой парадоксальной судьбой в творческой биографии режиссера. Выйдя на Западе, фильм стал культовым во Франции, был объявлен лучшим зарубежным фильмом года в Британии. И — абсолютно не замечен у себя на родине. Новаторский шедевр, напрямую предвосхитивший «Тени забытых предков» Параджанова, воспринимался современниками как лента архаичная и по материалу, и по приемам. В цене была современность, бытовая достоверность, соответственно — предпочтение черно-белого кино цветному, типажная узнаваемость персонажей, маскирование приема, наконец. Фильм Донского же — нестерпимо, откровенно ярок и отрешен от быта. Он о любви, страсти, смерти. Его эстетика, как и сюжет, как и его герои — балансируют на грани. Между жизнью и смертью. Между днем и ночью. Между перенасыщенностью кадра цветом и почти полным исчезновением цвета. Пейзаж возвращен здесь кино скорее как средство передачи состояния человека, чем мира. Природа дана в первозданной и пугающей красоте. Она увидена глазами героев только что отделившихся, отпавших от нее, и тем более прекрасна, что — чужда. Внезапно нам открывается, что герои с внешностью классических «дивчины» и «парубка» — деталей общего пейзажа, оказываются изгоями на том, и на этом берегу. А то пространство, с которым они сливаются — откровенно условно: это снятый в павильоне сказочный лес, в котором парят влюбленные в кадрах, открывающих и завершающих картину. Этот комплекс ощущений тем более острых, чем более они не имеют словесного выражения — есть суть ленты, ее музыка, трагическая музыка изгойства. Постоянно отвлекаясь от фабулы (на что режиссеру тогда пеняли особо), Донской делает внезапно по-новому открывшийся мир и горестное изумление по этому поводу главным сюжетом картины. Потому, следуя за фабулой первоисточника, он единственный раз позволяет себе откровенную отсебятину, вставляя в повествование новеллу о том, как продавали хитрые цыгане свою старую белую клячу богатому турку, ловко загримировав под лихого коня. Обнаружив обман, богач лупит клячу отвалившейся гривой. И из глаза коняги вытекает слеза. А через несколько кадров белая лошадь появляется во дворе у своих хозяев и печально смотрит в окно на суетливую человеческую жизнь.
Во Франции фильм шел под названием «Плачущая лошадь».
В ролях: Вера Донская, Юрий Дедович (см. ДЕДОВИЧ Юрий), Иван Твердохлеб (см. ТВЕРДОХЛЕБ Иван Осипович), Ольга Петрова, Михаил Шишков, Мария Скворцова (см. СКВОРЦОВА Мария Савельевна), Павел Шпрингфельд (см. ШПРИНГФЕЛЬД Павел Александрович), Степан Шкурат (см. ШКУРАТ Степан Иосифович), Палладий Белоконь, Александр Романенко (см. РОМАНЕНКО Александр), Федор Ищенко (см. ИЩЕНКО Федор Васильевич), Константин Немоляев (см. НЕМОЛЯЕВ Константин), Владимир Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир (актер)), Иван Маркевич (см. МАРКЕВИЧ Иван), Леля Григораш, Даня Волошенюк.
Режиссер: Марк Донской (см. ДОНСКОЙ Марк Семенович).
Автор сценария: Ирина Донская (см. ДОНСКАЯ Ирина Борисовна).
Оператор: Николай Топчий (см. ТОПЧИЙ Николай).
Художник-постановщик: Николай Резник (см. РЕЗНИК Николай Николаевич).
Композитор: Лев Шварц (см. ШВАРЦ Лев Александрович).
Звукорежиссер: Леонид Вачи (см. ВАЧИ Леонид Дюлович).
Монтаж: Варвара Бондина (см. БОНДИНА Варвара Федоровна), Тамара Быкова.
Фильм признан Британской Киноакадимией лучшим зарубежным фильмом 1958 года.

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ" в других словарях:

  • дорогой ценой — нареч, кол во синонимов: 2 • дорого (18) • недешево (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • дорогой ценой — Неизм. Затратив много усилий, принеся большие жертвы. Чаще с глаг. несов. и сов. вида: как? дорогой ценой достигать, добиваться, достичь, добиться… По нашему говорила рыбка, домой в море синее просилась, дорогою ценою откупалась… (А. Пушкин.)… …   Учебный фразеологический словарь

  • Дорогой ценой — Разг. Экспрес. Посредством затрат огромных усилий, большого напряжения сил. Чехословацкий десант, успевший зайти в тыл, в конце концов был уничтожен, дорога на Верхнеудинск пробита. Но победа досталась дорогой ценой. В бою погибли лучшие… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • дорогой — прил., ??? Морфология: дорог, дорога, дорого, дороги; дороже; нар. дорого 1. Дорогим является то, что стоит много денег. Он купил в Гостином дворе фирменный дорогой фотоаппарат. | Самый дорогой отдых в Ницце или на Майами. | Сокращение армии… …   Толковый словарь Дмитриева

  • дорогой — I дорого/й ая, ое; до/рог, а/, до/рого; доро/же см. тж. дорого 1) а) Имеющий высокую цену, стоящий больших денег (противоп.: дешёвый) Дорогой мех. Д ое пальто. Д ая мебель …   Словарь многих выражений

  • дорогой — I. ДОРОГОЙ см. Дорога. II. ДОРОГОЙ ая, ое; дорог, а, дорого; дороже. 1. Имеющий высокую цену, стоящий больших денег (противоп.: дешёвый). Д. мех. Д ое пальто. Д ая мебель. Наняли дорогого репетитора (берущего за уроки высокую плату). // Высокий… …   Энциклопедический словарь

  • дорогой — 1) дорогой нареч. Во время поездки, путешествия; в пути. Метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. Дорогой невольно я опять завел разговор о Бэле и о Печорине. Лермонтов, Бэла. Мы ехали в дивизию народного ополчения, и дорогой я стала… …   Малый академический словарь

  • ДОРОГОЙ — ДОРОГОЙ, нареч. (разг.). Во время пути. Поговорим д. II. ДОРОГОЙ, ая, ое; дорог, дорога, дорого; дороже. 1. Имеющий высокую цену, а также (о цене) высокий. Дорогие меха (ценные). Дорого (нареч.) стоит что н. Д. ценой получить что н., заплатить за …   Толковый словарь Ожегова

  • ДОРОГОЙ — ДОРОГОЙ, нареч. (разг.). Во время пути. Поговорим д. II. ДОРОГОЙ, ая, ое; дорог, дорога, дорого; дороже. 1. Имеющий высокую цену, а также (о цене) высокий. Дорогие меха (ценные). Дорого (нареч.) стоит что н. Д. ценой получить что н., заплатить за …   Толковый словарь Ожегова

  • Дорогой — I дорог ой м. 1. Тот, кто мил, любим, близок сердцу. 2. Употребляется как ласково фамильярное обращение к тому, кто дорог, любим, мил. II дорог ой прил. 1. Стоящий больших денег, продаваемый или покупаемый по высокой цене. Ant: дешёвый 2. перен.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»