- ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ
-
«ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ», СССР, Одесская киностудия, 1971, ч/б, 10 ч., 2611 м., 95 мин.
Мелодрама.
Тень Феллини в более скрытых — по сравнению с позднейшими фильмами К. Муратовой — очертаниях уже витала над ее ранними «Долгими проводами», камерной историей, поднятой до вечного сюжета трагикомической иллюзионистской З. Шарко. Финал картины, когда она, смеясь и рыдая, с разманной по лицу тушью, снимает парик провинциальной красотки, как рыжий клоун снимает свою маску, — мог бы стать нашей «улыбкой Кабирии». А «Долгие проводы» — культовым фильмом. Что и произошло. Но в стенах ВГИКа. По этому фильму учились снимать кино, а не выживать. Дьявольская разница.
«В моих фильмах Джельсомина и Кабирия — рыжие. Это не женщины, а два бесполых существа...У клоуна нет пола. К какому полу принадлежит...Шарло?» — писал Феллини. Муратова разглядела в клоуне — в своей вызывающе эксцентричной лирической героине — пол. Так в свое время Суворин увидел в водевильном простаке Орленеве царя Федора и родилось неизвестное до тех пор амплуа неврастеника.
Очень соблазнительно описывать роль З. Шарко в этом фильме. На нее здесь можно только смотреть: как поправляет шляпку, красит ресницы, судорожно гасит сигарету, устраивая пожар...Так Феллини хотел снять великого клоуна Тото, «снять так, как снимают документальный фильм о жирафах, например, или о каких-то фосфоресцирующих рыбках». Потом отношения Муратовой с актерами стали сложнее, хотя в чем-то самом главном — проще. Но здесь она мобилизовала ресурсы актрисы, зафиксировала подвижность самых разных состояний героини, как театральный режиссер закрепляет мизансцены. Муратова поставила на индивидуальность актрисы с обыденной внешностью, но незаурядным голосом. Этот одинокий голос человека — капризный, набухший скандалом или отчаянием — одной лишь интонационной пластикой создавал образ женщины на грани нервного срыва.
В этой роли Шарко можно только слушать.
Ученица Герасимова, К. Муратова усвоила уроки работы с актером, дотошную азбуку ремесла, без которой это самое ремесло не преодолеть. До Муратовой Шарко прошла огонь и воду товстоноговской закалки. Но драма Шарко, звезды местного ленинградского значения, хотя на «Пять вечеров» стрелой мчались из Москвы, заключалась в том, что был невостребован ее надрыв и эксцентрика. В «Долгих проводах», где место театрального ансамбля занял скрупулезно прописанный кинематографический фон с типичными лицами, случайными персонажами, Шарко, окрыленная доверием Муратовой, показала все, на что способна, и еще чуть-чуть. Она сыграла уязвленную совслужащую с набитыми сумками, провинциальную звезду в капроновых перчатках, истеричку, кокетку, загнанную лошадь. Но главное — жалкую и недоступную девушку-женщину. И неопытную, и зрелую.
В «Долгих проводах» партнером еще не старой, со следами увядания женщины стал ее сын переходного возраста, отравленный романтикой археологических экспедиций, бегущий от домашней и школьной рутины, от властной материнской опеки к далекому, когда-то их оставившему отцу. Но Шарко, сыгравшая идеалистку-мать, искупала своим романтизмом романтику дальних странствий молодого человека, ответившего ей в финале фильма любовью за любовь.
Как на рубеже 50—60-х «Пять вечеров» — лучшая роль Шарко в театре — ошеломили новой правдой, личной причастностью к каждому в зале и современной театральностью, так и на границе 60—70-х «Долгие проводы» — лучшая роль Шарко в кино — удивили открытием новой кинематографической реальности с ее напряженным, взрывным ритмом, вниманием к детали, с ее, казалось бы, изжитым, но все еще тлеющим противостоянием «личного» «общественному».
Содержанием этого головокружительно манерного и простодушно лирического фильма была борьба героини Шарко за еще возможный, но плененный реальностью собственный образ. Или предназначение. Борьба клоунессы за женщину, которую актриса сыграла с неистовым высокомерием самоотдачи.
В 1973 году было изготовлено 535 копий, но фильм вышел в прокат и впервые показан (по ТВ) только в 1987 году. А режиссер Кира Муратова была переведена на должность главного инженера по научной организации труда Одесской киностудии (НОТ).
В ролях: Зинаида Шарко (см. ШАРКО Зинаида Максимовна), Олег Владомирский, Татьяна Мычко, Юрий Каюров (см. КАЮРОВ Юрий Иванович), Светлана Кабанова, Лидия Драновская (см. ДРАНОВСКАЯ Лидия Дмитриевна), Лидия Базильская, Виктор Ильченко, Марчелла Чеботаренко, Игорь Старков (см. СТАРКОВ Игорь Георгиевич), Елена Коваленко (см. КОВАЛЕНКО Елена), Г. Девятова, Н. Рожков, А. Маслаков, Андрей Борисенко, С. Бельская, Е. Демченко.
Режиссер: Кира Муратова (см. МУРАТОВА Кира Георгиевна).
Автор сценария: Наталия Рязанцева (см. РЯЗАНЦЕВА Наталия Борисовна).
Оператор: Геннадий Карюк (см. КАРЮК Геннадий Васильевич).
Художник-постановщик: Энрике Родригес (см. РОДРИГЕС Энрике Фернандес).
Композитор: Олег Каравайчук (см. КАРАВАЙЧУК Олег).
Звукорежиссер: Игорь Скиндер (см. СКИНДЕР Игорь Брониславович).
Монтаж: Валентина Олейник (см. ОЛЕЙНИК Валентина Петровна).
Приз ФИПРЕССИ МКФ в Локарно—87;Большой приз ВКФ—87 в Тбилиси;
Энциклопедия кино. 2010.