- ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА
-
«ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА», СССР, киностудия им. М.Горького, 1968, ч/б, 10 ч., 2900 м., ш/э, 106 мин.
Лирическая повесть о школе.
Фильмы о школе всегда были любимы зрителем и почти всегда вызывали острые дискуссии, жесткие полемические выпады, суровую критику. Все ждали поучительного рассказа, правильных акцентов, показательного урока. Фильм «Доживем до понедельника» при всей серьезности обсуждаемых проблем удовлетворял этим требованиям. Прежде всего в нем был положительный герой. Учитель-историк, классный руководитель 9 «В» — человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников. Он не ортодокс и готов учить и учиться сам, понимая главное: в школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитывать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми. А в школе, как и в любом человеческом сообществе, происходит много неординарных событий. Только здесь они приобретают особую напряженность, становятся источниками драм, способных сломать человеческую судьбу. Все началось с анекдота: ученик принес в класс ворону, а учительница Наталья Сергеевна выбросила ее в окно. Месть учащихся не заставила себя ждать — ребята не явились на занятия. Следующий акт драмы — сочинение на тему «Мое представление о счастье». Искренне рассказанные «представления» шокируют преподавательницу литературы. В отместку ей Генка Шестопал сжигает сочинения, пробравшись в учительскую. Теперь предстоит разбирательство инцидента, которое грозит школьнику страшными карами, — ведь в педсовете будут участвовать очень разные учителя. И обиженные судьбой, и те, кого тешит абсолютная власть над другими, и обуянные административным восторгом, и умные, тонкие преподаватели, для которых учительство — призвание, молодые и пожилые. Да и сам Мельников попал в трудную ситуацию. Он полюбил молодую учительницу, свою бывшую ученицу, с которой теперь должен вместе работать и с которой вынужден вступить в конфликт. Появление на экране И. Печерниковой стало своего рода сенсацией. В актрисе было природное обаяние, пленительная женственность, особая эмоциональная притягательность. В дуэте с В. Тихоновым, безусловным кумиром публики, она не потерялась, а стала его достойной партнершей. Напряженность школьного сюжета, присутствие лирической линии, открытый финал и обеспечивали зрительский интерес. Фильм был признан по опросу «Советского экрана» лучшим фильмом 1968. Школьный фильм получился именно таким, каким его и хотели видеть — драматичным, напряженным и добрым.
Первая роль в кино Ольги Остроумовой.Прокат (1968, 16 место) — 31 млн. зрителей.
В ролях: Вячеслав Тихонов (см. ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич), Ирина Печерникова (см. ПЕЧЕРНИКОВА Ирина Викторовна), Нина Меньшикова (см. МЕНЬШИКОВА Нина Евгеньевна), Михаил Зимин (см. ЗИМИН Михаил Николаевич), Ольга Жизнева (см. ЖИЗНЕВА Ольга Андреевна), Людмила Архарова, Валерий Зубарев (см. ЗУБАРЕВ Валерий), Ольга Остроумова (см. ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна), Игорь Старыгин (см. СТАРЫГИН Игорь Владимирович), Юрий Чернов (см. ЧЕРНОВ Юрий Николаевич), Роза Григорьева, Любовь Соколова (см. СОКОЛОВА Любовь Сергеевна), Герман Качин (см. КАЧИН Герман), Дальвин Щербаков (см. ЩЕРБАКОВ Дальвин Александрович), Нина Гребешкова (см. ГРЕБЕШКОВА Нина Павловна), Надир Малишевский (см. МАЛИШЕВСКИЙ Надир).
Режиссер: Станислав Ростоцкий (см. РОСТОЦКИЙ Станислав Иосифович).
Автор сценария: Георгий Полонский (см. ПОЛОНСКИЙ Георгий Исидорович).
Операторы: Вячеслав Шумский (см. ШУМСКИЙ Вячеслав Михайлович), Константин Алексеев (см. АЛЕКСЕЕВ Константин Яковлевич).
Художник-постановщик: Борис Дуленков (см. ДУЛЕНКОВ Борис Дмитриевич).
Композитор: Кирилл Молчанов (см. МОЛЧАНОВ Кирилл).
Текст песен: Николай Заболоцкий.
Исполнение песен: Вячеслав Тихонов (см. ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич).
Звукорежиссер: Александр Избуцкий (см. ИЗБУЦКИЙ Александр Моисеевич).
Монтаж: Валентина Миронова.
Гос. премия СССР (1970, удостоены режиссер С.Ростоцкий, сценаристГ.Полонский, художник Б.Дуленков, актеры В.Тихонов и Н.Меньшикова);Золотой приз (поделил с фильмами: «Люсия», реж. Умберто Солас и «Серафино», реж. Пьетро Джерми) МКФ в Москве—69;Лучший фильм 1968 года по опросу журнала «Советский экран».
Энциклопедия кино. 2010.