- ДОВЖЕНКО Александр Петрович
-
ДОВЖЕНКО Александр Петрович (11 сентября 1894, село Сосницы, Черниговская губерния, Украина — 25 ноября 1956, Москва), украинский сценарист, режиссер, актер. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959 — посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»). В 1957 Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П. Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А.П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм».
Окончил Глуховский учительский институт (1914). Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве.
Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914—1917). В 1920—1921 принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921—1923 — на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923—1926 — художник-иллюстратор газеты «Вiсти ВУЦВК» в Харькове. С 1926 — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы. В 1949—1951 и 1955—1956 — преподаватель ВГИКа.
Драма взаимоотношений человека с природой — вот определяющий мотив его творчества. Жизнь народа и жизнь природы связаны и взаимообусловлены. Ритмы социальной и естественной жизни неизменно соотнесены — отсюда и возникает последняя в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 20-х годов. Отсюда — и пафос его кинематографа. Все это в полной мере сказалось уже в первой авторской работе Довженко в кинематографе, куда он пришел из живописи (которой учился в Мюнхене), — кинопоэме «Звенигора» (1928). Однако полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада).
С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующей картине Довженко «Арсенал», посвященной революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 года против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль. Наивысший в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало — вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, и именно «Земля» наглядно показала расхождение их с государственными.
В последующих произведениях Довженко делает серьезные внутренние усилия, чтобы примирить свой авторский идеал с официальной доктриной, что лишает эти картины гармонии и цельности «Земли», но придает им затаенный внутренний драматизм. Признавая неизбежность разрыва с традициями народной жизни, Довженко оставляет за собой право воспринимать этот разрыв как историческую и личную драму, ровно как и противостояние двух ипостасей образа народа — массы и героя, овладевающего стихиями. Все это находит воплощение в его произведениях 30—40-х годов: «Иван», «Аэроград», «Щорс», «Мичурин». В 1934 году Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф гражданской войны в фильме «Щорс». Однако он так же пытался облагородить настоящее идеальным образом прошлого, как некогда в «Земле» — будущим. Драматичен образ главного героя — монументального богатыря, скрывающего от всех свои переживания. Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий-плач о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы равнодушным государством. Дальнейшие кинематографические замыслы Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946—47), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Но этот замысел не был завершен, и место подобного произведения в украинской литературе не занято до сих пор. Однако эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга. И накануне первого съемочного дня Довженко умер в Москве, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину.
1926 Ягодка любви («Парикмахер Жан Колбасюк», «Женитьба Капки») (см. ЯГОДКА ЛЮБВИ) автор сценария, режиссер
1927 Звенигора (см. ЗВЕНИГОРА) режиссер
1927 Сумка дипкурьера (см. СУМКА ДИПКУРЬЕРА) актер, режиссер, автор сценария
1928 Арсенал («Январское восстание в Киеве в 1918 году») (см. АРСЕНАЛ) режиссер, автор сценария
1930 Земля (см. ЗЕМЛЯ (1930)) режиссер, автор сценария
1932 Иван (см. ИВАН (1932)) автор сценария, режиссер
1935 Аэроград (см. АЭРОГРАД) автор сценария, режиссер
1939 Щорс (см. ЩОРС) автор сценария, режиссер
1948 Мичурин (см. МИЧУРИН) режиссер, автор сценария
1958 Поэма о море (см. ПОЭМА О МОРЕ) автор сценария
1960 Повесть пламенных лет (см. ПОВЕСТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ) автор сценария
1964 Зачарованная Десна (см. ЗАЧАРОВАННАЯ ДЕСНА) автор сценария
Энциклопедия кино. 2010.