- ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ
-
ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!, СССР, Мосфильм, 1964, ч/б, 82 мин. Киноповесть. По одноименной повести Б. Балтера.
Искренний, тактичный и талантливый фильм о дружбе, первой любви и смысле жизни, в которой завтра будет война.
Хроника существует в картине параллельно с рассказом о довоенной жизни героев, трех школьников из южного приморского города, и их друзей. Володя (Алексей Локтев), Виктор (Михаил Кононов), Алик (Николай Досталь) еще до конца не расстались со своими детскими забавами, но они уже ощущают начало взрослой жизни. Они уже влюбляются, надеются, ссорятся и расстаются. В этой части картины Михаил Калик, как и в предыдущих своих работах, остается поэтом. Светел, прозрачен, почти графичен кадр — его называли «хрустальным». Манит покачивающийся на волнах белый корабль. Бегут последние беззаботные дни мальчиков, девочек, которые каким-то седьмым чувством понимают — на пороге война.
Калик как бы заново осмысливает и переосмысливает конец 30-х -начало 40-х. В безмятежности солнечных дней проступает некая тень. Она скользит, мелькает во взаимоотношениях Володи и его матери, местной партийной деятельницы Беловой (Ангелина Степанова), в каких-то очень коротких репликах, давая понять, что уже давно гниль царит в системе, которая давит, указует, лишает полноты духовного существования.
Но все это еще не мешает радости вступления в новую жизнь трех друзей. Именно их страстная естественная любовь к жизни вносит драматическую ноту. Зрители знают, что уготовано этим ребятам, и очень скоро. Они же мечтают о военной карьере, готовятся поступить в военное училище, надеясь никогда не разлучаться.
Для Калика главным остается изобразительный ритм, эмоциональность образов, в которых характеры обозначены индивидуальностью актеров, поставленных в определенную ситуацию. Художественное видение режиссера подсказало ему стилистику фильма, образную систему, рассчитанную на ассоциативное восприятие происходящего. Это оказалось существенно и для линий, связанных с эпизодическими фигурами, сыгранными точно и мастерски Ефимом Копеляном (Чистильщик) и Эльзой Леждей (прекрасная Дама).
По завершении работы у фильма была трудная судьба. Многие фрагменты были вырезаны цензурой, и авторский вариант пришел к зрителям только в конце 80-х, когда режиссеру позволили восстановить картину в том виде, в каком он снял ее в середине 60-х годов.
Первая роль в кино Виктории Федоровой (Женя).
В ролях: Наталия Богунова (см. БОГУНОВА Наталия Васильевна), Евгений Стеблов (см. СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич), Анна Родионова, Николай Досталь (см. ДОСТАЛЬ Николай Николаевич), Виктория Федорова (см. ФЕДОРОВА Виктория Яковлевна), Михаил Кононов (см. КОНОНОВ Михаил Иванович), Ангелина Степанова (см. СТЕПАНОВА Ангелина Осиповна), Ефим Копелян (см. КОПЕЛЯН Ефим Захарович), Евгения Мельникова (см. МЕЛЬНИКОВА Евгения Константиновна), Евгений Перов (см. ПЕРОВ Евгений Владимирович), Николай Граббе (см. ГРАББЕ Николай Карлович), Эльза Леждей (см. ЛЕЖДЕЙ Эльза Ивановна), Евгений Моргунов (см. МОРГУНОВ Евгений Александрович), Борис Сичкин (см. СИЧКИН Борис Михайлович), Алексей Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Алексей Глебович).
Режиссер: Михаил Калик (см. КАЛИК Михаил Наумович). Авторы сценария: Борис Балтер, Михаил Калик (см. КАЛИК Михаил Наумович). Оператор: Леван Пааташвили (см. ПААТАШВИЛИ Леван Георгиевич). Художник-постановщик: Тамара Антонова (см. АНТОНОВА Тамара Александровна). Композитор: Микаэл Таривердиев (см. ТАРИВЕРДИЕВ Микаэл Леонович). Звукорежиссер: Виктор Зорин (см. ЗОРИН Виктор). Монтаж: Лидия Кузнецова.
Энциклопедия кино. 2010.