ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ

ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ

ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ, ДЕТЕКТИВ, (англ. detective, от лат. detecteo — раскрытие), основу сюжета детективного фильма составляет расследование преступления, чаще всего убийства. Большинство кинодетективов являются экранизациями литературных произведений. Первым сыщиком, появившимся на экране, был Шерлок Холмс в ленте «Шерлок Холмс озадачен» (Sherlock Holmes Baffled, 1900). Подлинное развитие жанра, подразумевавшего сложную сюжетную структуру, началось лишь с приходом звука в кино. В фильме «Дело об убийстве канарейки» (The Canary Murder Case, 1929) и трех сиквелах У. Пауэлл играл популярного в Америке детектива Файло Вэнса. В тот же год началась серия фильмов о сыщике-китайце Чарли Чене, снимавшаяся на протяжении 20 лет. Огромную популярность приобрел комедийный детектив «Худой человек» (The Thin Man, 1934, по роману Д. Хэмметта). Его героями были вечно подвыпивший частный детектив Ник Чарлз (Пауэлл) и его жена Нора (Мирна Лой (см. ЛОЙ Мирна) ); их остроумная пикировка и обстановка салонной комедии оттеняли головоломно сложный сюжет. За фильмом последовали пять продолжений, в основном не уступавших оригиналу. До начала 40-х годов в лучших голливудских детективах присутствовал элемент комедии.
В 1939 Б. Рэтбоун и Н. Брюс сыграли Шерлока Холмса и доктора Уотсона в неудачной картине «Собака Баскервилей» (The Hound of the Baskervilles). Однако 13 продолжений сделали серию очень популярной. Их сценарии использовали лишь отдельные мотивы рассказов А. Конана Дойла, вольно перерабатывая их и часто дополняя элементами готики, яркими визуальными решениями отдельных сцен. Большую часть фильмов серии поставил Р. У. Нилл, мастер создания зловещей и таинственной атмосферы, часто работавший до этого в жанре фильмов ужаса. Многие критики до сих пор считают Рэтбоуна лучшим из экранных Холмсов (всего эту роль исполняли 75 актеров).
С началом 40-х годов популярность в кино приобрел «крутой» детектив: его главным героем был циничный одиночка в мире коррупции и насилия в отличие от классического детектива с его уютным вымышленным мирком. Х. Богарт сыграл Сэма Спэйда, персонажа Хэмметта в фильме «Мальтийский сокол (см. МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ)» (The Maltese Falcon, 1941) и Филипа Марло, героя романов Р. Чандлера, в ленте «Большой сон» (The Big Sleep, 1946). Детективный сюжет постепенно начинал служить поводом для постановки социальных проблем («Перекрестный огонь», Crossfire, 1947, Э. Дмитрика) и приобретал все большую жесткость («Целуй меня насмерть», Kiss Me Deadly, 1955, Р. Олдрича (см. ОЛДРИЧ Ричард)). Обращения к классическому детективу становились редкими, но в числе бесспорных удач были фильмы «Свидетель обвинения» (Witness for the Prosecution, 1957, Б. Уайлдера (см. УАЙЛДЕР Билли)) и «Список Адриана Мессенджера» (The List of Adrian Messenger; 1963, Дж. Хьюстона). В 60—70-е годы лучшие образцы американской школы «крутого» детектива получили статус серьезной литературы, что вызвало новую волну экранизаций. П. Ньюмен (см. НЬЮМЕН Пол) сыграл героя Р. Макдональда Лу Арчера (в кино — Лу Харпера) в фильмах «Харпер» (Harper, 1966) и «Бассейн для утопленников» (The Drowning Pool, 1975). Роль Марло также удачно интерпретировали Дж. Гарнер («Марло», Marlowe, 1969) и Роберт Митчум («Прощай, любимая», Farewell, My Lovely; 1975). Среди детективных картин, основанных на оригинальных сюжетах, выделялся фильм Артура Пенна (см. ПЕНН Артур) «Ночные ходы» (Night Moves, 1975).
В Великобритании ряд удачных детективов был снят в послевоенный период: «Зеленый значит опасность» (Green for Danger), «Человек октября» (The October Man, оба 1947). А. Гиннес (см. ГИННЕС Алек) блестяще сыграл персонажа Г. К. Честертона, священника-детектива, в картине Р. Хэймера «Отец Браун» (Father Brown; 1954). Комедийная актриса М. Разерфорд сыграла мисс Марпл, героиню Агаты Кристи, в серии из четырех фильмов, лучший из которых «Убийство в отеле «Гэллоп» (Murder at the Gallop, 1963). Большим успехом пользовалась лента «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express, 1974) с А. Финни в роли Эркюля Пуаро. П. Устинов сыграл Пуаро в фильме «Смерть на Ниле» (Death on the Nile, 1978) и ряде менее удачных продолжений. В 90-е годы эту роль максимально приблизил к литературному оригиналу Д. Сачет в серии телефильмов: «Смерть в облаках» (Death in the Clouds, 1993) и др. К жанру детектива можно отнести также три ускользающих от классификации фильма, снятых по пьесам Э. Шаффера: «Ищейка» (Sleuth, 1972), «Человек из прутьев» (The Wicker Man, 1973) и «Отпущение грехов» (Absolution, 1981).
Во Франции в жанре детектива часто работал А.-Ж. Клузо (см. КЛУЗО Анри-Жорж) («Набережная Орфевр», Quai des Orfevres, 1947 и «Дьяволицы», Les diaboliques, 1954), а позднее К. Шаброль (см. ШАБРОЛЬ Клод) («Чудовищное десятилетие», La decade prodigieuse, 1972 и др.).
Ж. Габен (см. ГАБЕН Жан) трижды играл инспектора Мегрэ, героя романов Ж. Сименона: «Мегрэ расставляет сети» (Maigret tend un piege, 1957) и др. К детективу также обращались такие режиссеры, как К. Лелуш (см. ЛЕЛУШ Клод) («Кот и мышь», Le chat et la souris, 1976), Эдуар Ньерманс («Ангельская пыль», Poussiere d"ange, 1987) и даже Ж.-Л. Годар (см. ГОДАР Жан-Люк) («Детектив», Detective, 1985).
Элементы детектива часто присутствуют в фильмах других жанров, прежде всего в триллерах.
Петр Карцев

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ" в других словарях:

  • Детективный фильм — (англ. detective — сыщик, от лат. detego — раскрываю, обнаруживаю, разоблачаю), произведение киноискусства, рассказывающее о расследовании уголовных и антигосударственных преступлений, а также о работе разведчиков. Детективный фильм в… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ — ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ, формировался с начала 20 в. в тесной связи с развитием детективной литературы. У его истоков стоят сериалы фильмов о сыщике Нике Картере (1908 09, режиссер В. Жассе), о Фантомасе (1913 14, режиссер Л. Фейад). Интенсивное… …   Современная энциклопедия

  • Детективный фильм — Детективный фильм  жанр кинематографа, произведения которого содержат демонстрацию преступных деяний и их расследования.[1] Возник практически одновременно с появлением кинематографа. Главными героями детективных фильмов оказываются… …   Википедия

  • Фильм о войне — Военный фильм или батальный фильм исторический художественный фильм, реконструирующий события реально происходившей войны или сражения, амуницию, оружие, приёмы и организацию боя. В центре художественной композиции батального фильма обычно… …   Википедия

  • Следствие ведут знатоки. «Букет» на приёме (фильм) — Фильм РусНаз = Следствие ведут знатоки. «Букет» на приёме ОригНаз = Изображение = Жанр = Детектив Режиссёр = Вячеслав Бровкин Продюсер = Сценарист = Ольга Лаврова Александр Лавров Актёры = Георгий Мартынюк Леонид Каневский Эльза… …   Википедия

  • Девушка с татуировкой дракона (фильм, 2011) — У этого термина существуют и другие значения, см. Девушка с татуировкой дракона (значения). Девушка с татуировкой дракона The Girl with the Dragon Tattoo …   Википедия

  • Петровка, 38 (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Петровка, 38. Петровка, 38 Жанр …   Википедия

  • Мёртвый сезон (фильм, 1968) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Мёртвый сезон (фильм). Мёртвый сезон Жанр детек …   Википедия

  • Огарёва, 6 (фильм) — Огарёва, 6 Жанр детективный фильм криминальный фильм …   Википедия

  • Бандитский Петербург. Фильм 7. Передел — У этого термина существуют и другие значения, см. Передел. Бандитский Петербург. Фильм 7. Передел Жанр детективный фильм В главных ролях Евгений Сидихин Ян Цапник Александр Песков Страна …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»