ГРОЗА НАД ДОМОМ


ГРОЗА НАД ДОМОМ

ГРОЗА НАД ДОМОМ (Peril on demeure) Франция, 1984, 100 мин. Ироническая детективная драма.
Давид Орфе, молодой учитель музыки, приглашается супружеской парой Грэмом и Джулией Тамзтей для того, чтобы дать уроки игры на гитаре их юной дочери Вивиан. Подвергнувшись нападению неизвестного рядом с домом Тамзтей, Давид был спасен профессиональным убийцей Даниелем Форестом, который становится его другом (но предпочел бы стать любовником). Даниель вроде бы намерен убить Грэма Тамзтея и выкрасть какие-то микрофильмы, а Давида предостерегает от опасной связи с Джулией. Но тот соглашается провести с ней ночь в отсутствие мужа...
Несмотря на то, что фильм Мишеля Девиля не является вопреки сюжету детективом, лучше не раскрывать финал этой загадочной истории, где все построено на тонкой и изящной игре между вымыслом и реальностью, воображаемым и подлинным. Постановщик создает блистательную и лукавую ленту, герои которой постоянно обманывают друг друга, скрывая истинные мотивы поведения и тайные желания. А зрители обманываются вслед за ними, «покупаясь» на ложные действия персонажей и на хитрости автора (сценарий написан самим режиссером на основе романа «На земле как на небе» Р. Беллетто). Название фильма буквально переводится так — «Опасность в доме».
Действительно, дом супругов Тамзтей — как ловушка или мышеловка, из которой трудно выбраться, однажды попав туда. Но кульминационные сцены происходят во время грозы, о которой предупреждала висящая на стене картина с сюжетом «гроза над домом». И, кроме того, возможна идиоматическая трактовка заголовка — «Время не терпит», поскольку каждый из героев, находящихся в цейтноте, торопится поскорее выйти из мира «зазеркалья», некоего иллюзорного пространства.
А мотив зеркальных отражений, дробящихся ипостасей героев, которые вот-вот запутаются сами в искусно сплетенной интриге, дополнен темой всеобщей слежки, подглядывания-подсматривания, вуаеризма, ставшего уже второй натурой. Соблазнительное наблюдение за чужим сексом перерастает в более страшную перверсию навязчивого интереса к иной жизни, когда будто бы нет собственной или она довольно скучна и одноообразна. Вмешательство постороннего в твою личную судьбу — вот главная угроза, висящая над домом любого человека, когда его жизнь открыта для просто любопытствующих и тех, кто «ловит кайф» от наглой причастности к каждому шагу наблюдаемого. Единственным спасением от уловок и провокаций эксгибиционистов и вуаеристов разных мастей, жаждущих существования на виду у всех, может быть лишь отказ от какого-либо пособничества, добровольный выход из навязываемой игры.
Давид Орфе (кстати, его фамилия звучит так же, как имя Орфей, хотя пишется иначе) находит избавление в прекрасной музыке — и невинная Вивиан, словно Эвридика, следует за ним из ада, давая надежду на отдохновение души благодаря мелодиям Брамса и Шуберта.
Девиль, виртуозно и с блеском рассказав эту ироническую притчу об опасностях и искушениях, подстерегающих современного Орфея, одновременно пугает и вызывает трудно сдерживаемый смех (пусть и не очень уместно смеяться в тот момент, когда несчастный герой готов распрощаться со своей жизнью). Режиссер подтвердил высочайший класс яркого стилиста и вдумчивого, порой даже трепетного исследователя человеческих страстей. А его сложная по манере лента очень хорошо прошла во Франции и удостоилась двух премий «Сезар» (безусловно, за режиссуру, а также за искусный, завораживающий по ритму монтаж).
Сергей Кудрявцев
В ролях: Николь Гарсиа, Кристоф Малавуа, Мишель Пикколи (см. ПИККОЛИ Мишель), Анемон, Ришар Боренже (см. БОРИНЖЕР Ришар).
Режиссер: Мишель Девиль (см. ДЕВИЛЬ Мишель).
Премия «Сезар» в номинации «Режиссер» за 1985 год.
Премия «Сезар» в номинации «Монтаж» за 1985 год.

Энциклопедия кино. 2010.

Смотреть что такое "ГРОЗА НАД ДОМОМ" в других словарях:

  • ПИККОЛИ Мишель — ПИККОЛИ (Piccoli) Мишель (р. 27. 12. 1925), французский актер. Театральное образование получает на курсах Рене Симона и дебютирует в театре Парижа «Бабилон», Национальном народном театре, и «Атене». В кино с 1945. Играл небольшие роли в фильмах… …   Энциклопедия кино

  • Пикколи Мишель — (Piccoli) (р. 1925), французский киноактёр. Тонкая актёрская техника и внутренняя пластичность позволяют ему органично вписываться в фильмы разнообразных жанров и стилей: «Девушки из Рошфора», «Дневная красавица», «Млечный путь», «Мелочи жизни»,… …   Энциклопедический словарь

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия

  • Харьков — У этого термина существуют и другие значения, см. Харьков (значения). Город Харьков укр. Харків Флаг Герб …   Википедия

  • Осторожно, модерн! 2 — Заставка сериала Жанр Ситуационная комедия …   Википедия

  • Книги о Харькове — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д.  …   Википедия

  • Книги о Слобожанщине — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д.  …   Википедия

  • Книги о Харьковской губернии — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д.  …   Википедия

  • Книги о Харьковской области — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д.  …   Википедия

  • Литература о Слобожанщине — Координаты: 50°00′ с. ш. 36°15′ в. д. / 50° с. ш. 36.25° в. д.  …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.