- АЛЬМОДОВАР Педро
-
АЛЬМОДОВАР Педро (Pedro Almodovar) (р. 25 сентября 1949, Кальсада-де-Калатрава, провинция Кастилья-Ла-Манча), испанский режиссер, лидер испанского кино послефранкистского периода.
Когда Педро было восемь лет, его семья переехала в Эстремадуру, где мальчик учился в школе при женском францисканском монастыре. В 16 лет юноша приехал в Мадрид с мечтой научиться делать кино. Но долгие году он был вынужден зарабатывать на жизнь клерком в телефонной компании. Одновременно с этим писал сюжеты для комиксов, работал для андерграундных журналов. Получив приглашение поработать актером в авангардистской театральной труппе «Los Goliardos», Альмодовар активно участвует в жизни андерграундной субкультуры Мадрида. После смерти диктатора Франко появились условия для свободного развития национальной кинематографии и с 1974 года жизнь Педро неразрывно связана с кино. Азам профессии пришлось учиться прямо на съемочной площадке. Его ранние, узкопленочные и короткометражные, фильмы не оставили следа в кинематографе, но в 1980 году на деньги друзей Альмодовару удается снять полнометражную кинокартину «Пепи, Люси, Бом». Героиня этого фильма — сексуально озабоченная дамочка, провоцирует мужчин своим внешним видом и, в конце концов, была изнасилована полицейским. Сцены кинокартины следовали одна за другой быстро и четко, стилистически подражая популярным в Испании фотороманам. Фильм получился аморальным, агрессивным и противоречивым, но именно этого автор и добивался.
В последующие годы Альмодовар снимал один фильм за другим и становится самым модным режиссером у себя на родине. Если творчество большинства современных ему испанских кинорежиссеров обращено в прошлое Испании, то картины Альмадовара лишены ностальгических мотивов, он создает новый образ страны, открытый всему миру, где ненормальность воспринимается, как нечто само собой разумеющееся. Наряду с работой в кино Педро выступает и записывает диски со рок-группой «Альмодовар и Макнамара», опубликовал эротический фотороман – якобы мемуары порнозвезды.
Герои Альмодовара на экране борются с предрассудками, они созданы для того, чтобы шокировать и вызывать споры. В центре всех его работ поставлены чувства и переживания женщин или гомосексуалистов. В фильме «Лабиринт страстей» (1982), Сексилия ненавидит солнце, потому что идентифицирует его с образом отца. В один из солнечных дней ее детства, отец повел себя по отношению к ней недостойно. Став взрослой, она предпочитает ночь и становится нимфоманкой. В фильме «Тайные пристрастия» (1983) певица пытается найти приют у монахинь нестандартного поведения. Разочаровавшаяся в жизни домохозяйка из комедии «Разве я заслужила это?» (1984) ищет удовлетворение в сексе. Страдающий комплексом вины герой фильма «Матадор» (1986) признается в несовершенном преступлении. В картине «Высокие каблуки» (1991) мать берет на себя грех дочери. В кинорежиссера Пабло из «Закона желания» (1987) влюбляется сын министра. Сексуальные темы считались табу при Франко, и фильмы Альмодовара вызывали шок у испанской публики. Именно Педро Альмодовар открыл публике Викторию Абриль — лучшую испанскую актрису 1990-х годов, основу имиджа которой составила агрессивная сексуальность. Актриса сыграла главные роли в его фильмах «Свяжи меня!» (1989), «Высокие каблуки» (1991), «Кика» (1993).
Но одной эксплуатацией пикантных тем невозможно объяснить успех Альмодовара. Несомненен его незаурядный талант постановщика, умение расставить психологические нюансы, мастерство стилиста, в котором прослеживается влияние изобразительного искусства 20 века, прежде всего творчества Пикассо. Интерес к переживаниям человека и успех у публики спровоцировал критиков отнести фильмы режиссера к жанру мелодрамы. С другой стороны картины Альмодовара признавались в качестве образца постмодернистского стиля, столь популярного в интеллектуальной элите 1990-х годов, но творчество режиссера невозможно уместить в рамках того или иного культурного направления или жанра.
Фирменный знак Альмодовара — смесь изощренной стилистики, постмодернистской утонченной цитатности, изысканной ироничности и кричащего кича. Он перемешивает трагедию и фарс, его фильмы подчас воспринимаются как «мыльные оперы» с их наивными и никогда не кончающимися сюжетами, но легкий сдвиг — и все предстает в ином свете. Вставной танцевальный номер в женской тюрьме превращает картину «Высокие каблуки» из драмы в шоу. Сцена изнасилования в «Кике», так продолжительна, что делает из триллера комедию. Кино Альмодовара не поддается однозначной оценке, не укладывается в общепринятые моральные нормы.
Мировую славу принес Альмодовару фильм «Женщины на грани нервного срыва» (1988), отмеченный множеством международных наград, в том числе европейским «Феликсом». В 1990-х годах Альмадовар был признан одним из самых авторитетных режиссеров мира, культовой фигурой кинематографа. Его новые фильмы неизменно встречалт огромный интерес публики и критики. А картины созданные на рубеже 2000-х годов — «Все о моей матери» (1999) и «Поговори с ней» (2002) стали мировыми хитами и собрали букет международных премий и призов.
1980 — Pepi, Luci, Bom режиссер, сценарист
1982 — Лабиринт страстей / Laberinto De Pasiones (см. ЛАБИРИНТ СТРАСТЕЙ) режиссер, сценарист, исполнитель
1984 — Entre Tinieblas режиссер, сценарист, песня
1985 — Trayler Para Amantes De Lo Prohibido режиссер
1985 — Чем я это заслужила? / Que he hecho yo para merecer esto? режиссер, сценарист
1986 — Матадор / Matador режиссер, сценарист
1987 — Закон желания / La Ley Del Deseo режиссер, музыка, песня
1988 — Женщины на грани нервного срыва / Mujeres al borde de un ataque de nervios (см. ЖЕНЩИНЫ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА) режиссер, сценарист
1990 — Tie Me Up! Tie Me Down!/Atame! режиссер, сценарист
1991 — Высокие каблуки / Tacones Lejanos (см. ВЫСОКИЕ КАБЛУКИ) сценарий
1993 — Accion Mutante продюсер, режиссер, сценарий
1993 — Кика / Kika (см. КИКА) сценарий
1996 — Цветок моей тайны / The Flower Of My Secret режиссер, сценарий
1997 — Carne Tremula англ. Live Flesh режиссер, сценарий
1999 — Все о моей матери / All About my Mother (см. ВСЕ О МОЕЙ МАТЕРИ) режиссер, сценарий
2001 — Paperboy, The режиссер
2002 — Hable Con Ella / Talk to Her режиссер, сценарий
2002 — Mala educacion, La режиссер, сценарий
Энциклопедия кино. 2010.