- ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич
-
ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич (21 мая 1906, село Кундравы (ныне — Челябинская область) — 28 ноября 1985, Москва), режиссер, актер, сценарист, звукорежиссер; народный артист СССР (1948); лауреат Гос. премий СССР (1941, 1949, 1951, 1971); лауреат премии Ленинского комсомола (1970); герой соц. Труда (1974); лауреат Ленинской премии (1984, за фильмы последних лет).
Учился в Ленинградском художественном училище, окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств (1928).
В кино дебютировал в 1924 году как актер, затем был ассистентом режиссера в творческом коллективе ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера под руководством Г.Козинцева и Л.Трауберга). С 1930 — режиссер «Совкино» (Ленинград), в 1944—1946 — директор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ, Москва). С 1945 — режиссер киностудии «Союздетфильм» (с 1974 — художественный руководитель творческого объединения фильмов школьной тематики. Постановщик Парада Победы в Москве (1945). Поставил несколько спектаклей в Театре-студии киноактера и театре имени Евг.Вахтангова. С 1931 занимался педагогической деятельностью, руководил мастерской искусств при киностудии «Ленфильм». С 1944, совместно с Т.Макаровой, руководил объединенной режиссерско-актерской мастерской ВГИК, с 1955 — заведующий кафедры режиссуры, профессор (1947), доктор искусствоведения (1966). Автор теоретических работ по вопросам киноискусства. Академик Академии педагогических наук.
Герасимов талантливый актер немого поэтического кино. Особенно ему удавались роли романтических злодеев в фильмах ФЭКСов. «Человек-вопрос», главарь банды «Чертово колесо», провокатор Медокс «С. В. Д.». А как режиссер он сложился в 30-е годы, на совершенно иной эстетике: с господством повествовательности, прозаического взгляда на мир, психологической разработки характеров, слова.
В 1936 появился первый герасимовский фильм «Семеро смелых». В нем снимался молодой актерский коллектив, воспитанный Герасимовым при киностудии «Ленфильм». Из первых его учеников Тамара Макарова, которая была рядом с ним до конца жизни. Раз и навсегда определилась система работы: режиссер участвовал в создании сценария, выписывал образы, не просто ориентируясь на индивидуальность своих учеников, но как бы выращивая их из нее.
После войны появилось новое поколение учеников Герасимова, вошедшее в искусство под названием «молодогвардейского», потому что их дебютом стал фильм «Молодая гвардия». С. Бондарчук, И. Макарова, С. Гурзо, Л. Шагалова, Г. Юматов. Они еще в рукописи читали роман А. Фадеева, затем отрывки на площадке, потом Герасимов поставил киноспектакль на сцене Театра-студии киноактера и, наконец, фильм. Он стал настоящим потрясением, не меньшим чем роман. Он дышал жизнью, ее неподдельным драматизмом: снимали в Краснодоне, поселились в семьях молодогвардейцев, массовку собирали из местных жителей.
Действительность, театр, литература — таковы были координаты педагогики и режессуры Герасимова. Он определял «peжессypy как функцию литературы», а структуру фильма как романную. В этом обнаруживалась генетическая связь с прозой, ее масштабными формами, ее аналитическими возможностями. Не случайно его обращение к любимому роману «Тихий Дон» М. Шолохова в четырехсерийной эпической постановке оказалось несомненной художественной удачей. Он всегда рассматривал великую реалистическую литературу как лабораторию воспитания актеров и режиссеров и постоянно включал глубокое изучение произаедений Ф. Достоевского, А. Стендаля, А. Толстого в учебную программу. В начале 60-х годов «Братья Карамазовы», 70-х — «Красное и черное», 80-х — «Петр I». По Стендалю позднее был поставлен телефильм, в котором вдохновенно играли Н. Еременко, Н. Бондарчук, Н. Белохвостикоаа. В дилогии по роману А. Толстого главную роль блестяще сыграл Д. Золотухин.
Прошлое и настоящее равно были интересны Герасимову. Обращаясь к современности, он старался развернуть на экране ее объемную картину. По его фильмам можно изучать жизнь 70-х годов. Но они не представляют собой чистое бытописательство, так как имеют второе, масштабное измерение Бытия человека. Герои показаны в сфере мыслей и чувств, в личных и общественных отношениях, в труде. Сами названия фильмов говорят об этом: «Учитель», «Сельский врач», «Журналист». В течение 10 лет Герасимов работал над своеобразным кинороманом о 60-х—70-х годах, единым в четырех самостоятельных фильмах: «Люди и звери», «Журналист», «У озера», «Любить человека».
Он писал, снимал, и в этом постоянно участвовали его ученики В аудиториях ВГИКа, на учебных площадках, на съемках. Он и сам снимался вместе с ними. О «школе Герасимова» первым заговорил В. Пудовкин, понимая ее и как эстетическое и как нравственное явление. 40 лет Герасимов совершенствовал методику воспитания кинематографистов в единых режиссерско-актерских мастерских.
Он умер в 1985. Перестройка только начиналась, но как художник он успел совершить прорыв в иное человеческое измерение. «Лев Толстой» -- недооцененный фильм. Он великолепен во многих отношениях, но лучшее и главное в нем — Толстой-Герасимов. Многие режиссеры мечтали снять фильм о последних годах гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицкого графа». Герасимов создал монофильм, монотрагедию. 78-летний художник просиживал по 5 часов в гримерной, а потом часами играл и одновременно режиссировал... Через год Cергея Герасимова не стало.
1925 Мишки против Юденича (см. МИШКИ ПРОТИВ ЮДЕНИЧА) актер
1926 Братишка (см. БРАТИШКА) актер
1926 Чертово колесо (см. ЧЕРТОВО КОЛЕСО (1926)) актер
1926 Шинель (см. ШИНЕЛЬ (1926)) актер
1927 С.В.Д. (Союз великого дела) (см. С.В.Д. (СОЮЗ ВЕЛИКОГО ДЕЛА)) актер
1927 Чужой пиджак (см. ЧУЖОЙ ПИДЖАК) актер
1929 Новый Вавилон («Штурм неба») (см. НОВЫЙ ВАВИЛОН) актер
1929 Обломок империи («Господин фабком») (см. ОБЛОМОК ИМПЕРИИ) актер
1930 Двадцать два несчастья («Две страсти активиста Иванова». «Пять Маратов») (см. ДВАДЦАТЬ ДВА НЕСЧАСТЬЯ) режиссер
1931 Одна (см. ОДНА (1931)) актер
1932 Лес (см. ЛЕС (1932)) автор сценария, режиссер
1932 Три солдата («Зачем вы здесь») (см. ТРИ СОЛДАТА) актер
1933 Дезертир («Теплоход «Пятилетка») (см. ДЕЗЕРТИР (1930)) актер
1934 Разбудите Леночку (см. РАЗБУДИТЕ ЛЕНОЧКУ) актер
1935 ГРАНИЦА («Старое Дудино») актер
1936 Семеро смелых (см. СЕМЕРО СМЕЛЫХ) автор сценария, режиссер
1938 Комсомольск (см. КОМСОМОЛЬСК) режиссер, автор сценария, актер
1939 Учитель (см. УЧИТЕЛЬ) автор сценария, режиссер
1941 Встреча с Максимом («Боевой киносборник N1») (см. ВСТРЕЧА С МАКСИМОМ) режиссер
1941 Маскарад (см. МАСКАРАД) режиссер, актер, автор сценария
1942 Непобедимые («Ленинградцы») (см. НЕПОБЕДИМЫЕ) режиссер
1944 Большая земля (см. БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ) автор сценария, режиссер
1948 Молодая гвардия (см. МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ) автор сценария, режиссер
1951 Сельский врач (см. СЕЛЬСКИЙ ВРАЧ) режиссер
1954 Дамы (см. ДАМЫ) худ.рук.
1954 Надежда (см. НАДЕЖДА (1954)) автор сценария, режиссер
1956 Дорога правды (см. ДОРОГА ПРАВДЫ) автор сценария
1958 Дорога на фестиваль (см. ДОРОГА НА ФЕСТИВАЛЬ) худ.рук.
1958 Память сердца (см. ПАМЯТЬ СЕРДЦА) автор сценария
1961 Карьера Димы Горина (см. КАРЬЕРА ДИМЫ ГОРИНА) худ.рук.
1961 У крутого яра (см. У КРУТОГО ЯРА) худ.рук.
1962 Люди и звери (см. ЛЮДИ И ЗВЕРИ) автор сценария, режиссер, актер
1963 Состязание («Шукур-Бакши») (см. СОСТЯЗАНИЕ) худ.рук.
1964 Первый снег (см. ПЕРВЫЙ СНЕГ) худ.рук.
1967 Журналист (см. ЖУРНАЛИСТ) автор сценария, режиссер, актер
1968 Настасья и Фомка (см. НАСТАСЬЯ И ФОМКА) худ.рук.
1969 У озера (см. У ОЗЕРА) режиссер, автор сценария, актер
1972 Любить человека (см. ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА) автор сценария, режиссер
1974 Дочки-матери (см. ДОЧКИ-МАТЕРИ) режиссер, актер
1974 Жребий (см. ЖРЕБИЙ) худ.рук.
1975 Бессчастная Матрена (новелла в киноальманахе «Пошехонская старина») (см. БЕССЧАСТНАЯ МАТРЕНА) худ.рук.
1976 Красное и черное (см. КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ) режиссер, автор сценария
1980 В начале славных дел (см. В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ) режиссер, автор сценария
1980 Юность Петра (см. ЮНОСТЬ ПЕТРА) автор сценария, режиссер
1982 Праздник фонарей (см. ПРАЗДНИК ФОНАРЕЙ) худ.рук.
1984 Лев Толстой (см. ЛЕВ ТОЛСТОЙ) автор сценария, режиссер, актер
Энциклопедия кино. 2010.