ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ

ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ

ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ (от англ. gangster — гангстер, бандит), гангстерский фильм, как и вестерн (см. ВЕСТЕРН) или боевик (см. БОЕВИК), — разновидность приключенческого жанра. Из названия ясно, что героями гангстерских картин является банда преступников для совершения каких-либо противозаконных действий.
Расцвет гангстерского жанра относится к концу 20-х — началу 30-х годов. Американское кино отразило рост организованной преступности, возникновение гангстерских синдикатов и различного рода мафий в эпоху «сухого закона» и Великой депрессии. Имена «врагов общества №1» Аль Капоне и Джона Диллинджера, главарей самых известных преступных организаций, стали еще более популярны, чем воспетые в вестернах образы бандитов-одиночек. В картинах «Маленький Цезарь» (1930) М. Ле Роя, «Враг общества» (1931) У. Уэллмана (см. УЭЛЛМАН Уильям), «Лицо со шрамом (см. ЛИЦО СО ШРАМОМ (1932)) » (1932) Х. Хоукса, ставших классикой гангстерских фильмов, герои-преступники носили другие фамилии, но зрители угадывали биографии Капоне и Диллинджера.
Кинематографисты не обошли вниманием и других реальных гангстеров, грабивших банки, например, Бонни Паркер и Клайда Бэрроу («Живешь только раз», 1937, Ф. Ланга (см. ЛАНГ Фриц)). Однако пора «биографических» гангстерских лент, где бандиты выведены под настоящими фамилиями или прозвищами, наступит лишь после войны. Тогда появятся «Диллинджер (см. ДИЛЛИНДЖЕР)» (1945) М. Носсека, «Нельсон-младенчик» (1957) Дж. Сигела, «Пулеметчик Келли» (1958) Р. Кормена (см. КОРМЕН Роджер) . Благодаря усилиям Кормена тема гангстеризма и истории жизни отдельных представителей преступного бизнеса продолжали существовать на экране и позже — в лентах «Резня в день святого Валентина» (1967) об известной расправе Аль Капоне над соперничающими группировками, «Кровавая мама» (1970) о мамаше Баркер и ее четырех сыновьях, терроризировавших американцев в годы депрессии. А его ученики заменили оставившего режиссерскую деятельность учителя, создав новые повествования о незабываемых героях: «Диллинджер» (1973) Дж. Милиуса, «Капоне» (1975) С. Карвера.
Но всех затмил самый лучший воспитанник «школы Кормена» — Ф. Ф. Коппола (см. КОППОЛА Фрэнсис Форд), войдя в историю не только американского, но и мирового кино, сняв три части «Крестного отца» (1972, 1974 и 1990) — эпическую гангстерскую «семейную сагу». Остроумный американский критик Л. Молтин определил факт появления этого фильма как «ответ 70-х годов на «Унесенных ветром». Между прочим, Аль Пачино (см. ПАЧИНО Аль), италоамериканцу по происхождению, замечательному исполнителю роли Майкла Корлеоне в «Крестном отце (см. КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ)», довелось сыграть крупного современного мафиози, кубинского эмигранта в Майами, в фильме «Лицо со шрамом (см. ЛИЦО СО ШРАМОМ (1983))» (1983). Его режиссер Б. Де Пальма (см. ДЕ ПАЛЬМА Брайан) (тоже италоамериканец) вступил в творческое соревнование не только с Ф. Ф. Копполой, но и с уже упоминавшейся картиной 1932 с тем же названием. Не «совладав» с эпическим дыханием на протяжении всего трехчасового фильма, заслуживший ранее славу «верного наследника Хичкока», со второй попытки взял реванш в другой гангстерской саге — «Неприкасаемые (см. НЕПРИКАСАЕМЫЕ)» (1987), дав исторический портрет «эпохи Аль Капоне». В роли знаменитого гангстера появился еще один италоамериканец Р. Де Ниро (см. ДЕ НИРО Роберт), снявшийся в «Крестном отце 2 (см. КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ-2)» в качестве молодого Вито Корлеоне. Кроме того, Р. Де Ниро с блеском сыграл бандита по кличке «Лапша» в гангстерском эпосе «Однажды в Америке (см. ОДНАЖДЫ В АМЕРИКЕ)» (1983) итальянского режиссера С. Леоне (см. ЛЕОНЕ Серджо). Его фильм — как бы энциклопедия приемов и выразительных средств гангстерского фильма, фильма итальянца, посмевшего на равных соперничать с американцами и в вестерне, и в гангстерском жанре. В когорту создателей гангстерского фильма, развивающих и совершенствующих традиции, заложенные Копполой, пытался проникнуть эпически мыслящий италоамериканец М. Чимино (см. ЧИМИНО Майкл). Но его ленты «Год Дракона (см. ГОД ДРАКОНА (США)) » (1985) о китайской мафии в Нью-Йорке и «Сицилиец» (1987) об известном итальянском бандите 40-х годов Сальваторе Джулиано были встречены прохладно, даже вызвали протест у некоторой части оскорбленных в своих национальных чувствах зрителей.
Помимо эпической тенденции, восходящей к этапному произведению «Крестный отец», умами американских кинематографистов в середине 60-х годов завладела антимифотворческая, антигангстерская идея, впервые нашедшая отражение в ключевом фильме «Бонни и Клайд (см. БОННИ И КЛАЙД)» (1967) А. Пенна. История грабителей 30-х годов намекала на рост бунтарских настроений молодежи в Америке 60-х. Романтический взгляд на бунтарей Америки, стихийно протестующих против порочных институтов власти и подчинение личности, был типичен для кинематографа тех лет, когда наивно верили, что бунт «блудных сыновей» принесет немедленные, в корне меняющие действительность результаты. Талантливая лента А. Пенна об отверженных людях потом подверглась трезвой переоценке в фильмах «Опустошенные земли (см. ОПУСТОШЕННЫЕ ЗЕМЛИ)» (1973) Т. Малика и «Воры как мы (см. ВОРЫ КАК МЫ) » (1974) Р. Олтмена. В них герои-бандиты лишались какого бы то ни было легендарного ореола, но тщательно и впечатляюще вскрывалась человеческая драма, метафорически воспроизводилась среда обитания — как проекция внутреннего состояния персонажей, «перпендикулярно» к жанру гангстерского фильма рассказывалась приближенная к реальности современной Америки история жизни изгоев общества.
Разрушение стереотипов жанра, более детальный анализ проблемы насилия, реалистический подход в описании нравов преступного мира свойственны и таким лентам, как «Хладнокровно» (1967) Р. Брукса (см. БРУКС Ричард), «Злые улицы» (1973) М. Скорсезе (см. СКОРСЕЗЕ Мартин), «Жарким днем после обеда (см. ЖАРКИМ ДНЕМ ПОСЛЕ ОБЕДА)» (1975), являющимся, по сути, драмами. С другой стороны, в гангстерские фильмы все чаще стали проникать комедийные мотивы («Чарли Вэррик» Д. Сигела, 1973; «Громила и Попрыгунчик» М. Чимино, 1974; «Трудные времена» У. Хилла, 1975). А одной из самых популярных американских картин во всем мире оказалась гангстерская комедия «Афера (см. АФЕРА (1973))» (1973) Дж. Р. Хилла, которой подражали в разных странах (итальянский «Блеф», два польских «Ва-банка» и т. п.). Развенчанию устаревших канонов жанра способствовали также остроумные пародии «Хватай деньги и беги (см. ХВАТАЙ ДЕНЬГИ И БЕГИ)» (1969) В. Аллена о незадачливом грабителе банков и «Багси Мелоун (см. БАГСИ МЕЛОУН)» (1976) Э. Паркера — гангстерский мюзикл, в котором все роли играют. дети, стреляющие кремом из игрушечных автоматов. Кстати, последняя лента кажется намного смешнее, если очень хорошо знать различные гангстерские фильмы. Английский режиссер Паркер одним из первых испробовал постмодернистский стиль «кинокапустника», который позже использовался молодыми американцами (Дж. Лэндисом в «Братьях Блюз (см. БРАТЬЯ БЛЮЗ)», 1979, Дж. Демми в «Замужем за мафией», 1988, Д. Мэмитом, между прочим, сценаристом «Неприкасаемых», в картине «Все меняется (см. ВСЕ МЕНЯЕТСЯ)», 1988) и даже ветераном Дж. Хьюстоном, тонко спародировавшим жанр гангстерской семейной саги типа «Крестного отца» в своей ленте «Честь семьи Прицци (см. ЧЕСТЬ СЕМЬИ ПРИЦЦИ) » (1985). Сам Коппола не без доли иронии соединил мюзикл и гангстерский фильм в «Клубе Коттон» (1984).
В том же ряду переосмысления приемов гангстерского кино следует воспринимать попытки эстетизации, интеллектуализации и стилизации жанра («Убийство китайского букмекера», 1976; «Глория», 1980, обе картины — Дж. Кассаветеса (см. КАССАВЕТЕС Джон), «Святой Джек» П. Богдановича (см. БОГДАНОВИЧ Питер), 1979; «Воины», 1979, «Улицы в огне», 1984, обе — У. Хилла (см. ХИЛЛ Уолтер); «Сумятица в мыслях» Э. Рудолфа (см. РУДОЛФ Элан), 1985; «Король Нью-Йорка», 1990, «Похороны», 1996, обе — Э. Феррары (см. ФЕРРАРА Эйбл)). Однако подлинный прорыв далеко за пределы канонов и устойчивых клише жанра совершил только К. Тарантино (см. ТАРАНТИНО Квентин) , сняв сначала более жесткий фильм «Бешеные псы» (1992), а потом сам превративший гангстерское кино в объект для создания тотальной фикции в пользовавшейся очень большим успехом у зрителей и критиков картине «Криминальное чтиво» (1994).
В Европе эквивалентом гангстерского фильма можно считать итальянские ленты о мафии, снимаемые с конца 60-х годов в немалом количестве, но не всегда на высоком художественном уровне. А выделяющиеся из общей массы картины (фильмы Д. Дамиани (см. ДАМИАНИ Дамиано), Ф. Рози (см. РОЗИ Франческо) , кстати, последний снял ленты о двух известных бандитах — «Сальваторе Джулиано», 1961, и «Счастливчик Лючано», 1973), как правило, являются не приключенческими, а, скорее, политическими драмами.
Другое дело — французские картины о преступниках, людях вне закона, вступающих в конфликт с обществом, осуществляющих убийства или грабеж. Среди этапных гангстерских произведений — «Не тронь добычу» (1954) Ж. Беккера (см. БЕККЕР Жак), «Потасовка среди мужчин» (1954) Ж. Дассена (см. ДАССЕН Жюль), фильмы Ж.-П. Мельвиля (см. МЕЛЬВИЛЬ Жан-Пьер) («Второе дыхание», 1966; «Самурай», 1967; «Красный круг», 1970), выражающие экзистенциальное чувство одиночества героев, противопоставивших себя всему миру. Плодотворно работают в этом жанре актеры А. Делон (см. ДЕЛОН Ален) (помимо двух последних из вышеназванных — «Мелодия из подвала», 1962; «Сицилийский клан», 1969, обе картины — А. Вернея; «Борсалино», 1969; «Борсалино и К°», 1974; «Банда», 1976, все — Ж. Дерэ; «Цыган» Ж. Джованни, 1975, и др.) и Ж.-П. Бельмондо (см. БЕЛЬМОНДО Жан-Поль) («Взвесь весь риск» К. Соте, 1959; «Некто по имени Ля Рокка» Ж. Беккера, 1961; «Сто тысяч долларов на солнце», 1964, «Ограбление», 1970, обе — А. Вернея; «Борсалино» Ж. Дерэ, 1969; «Стреляющий быстрее тени» Ж. Джованни, 1972, и др.).
Сергей Кудрявцев

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ" в других словарях:

  • ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ — ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ, категория фильмов об организованной преступности. Возник в конце 20 х гг., когда в США, в эпоху сухого закона , зародились мафиозные синдикаты. Вымышленные и реальные преступники героизировались, пока в 60 е гг. не… …   Современная энциклопедия

  • Гангстерский фильм — ГАНГСТЕРСКИЙ ФИЛЬМ, категория фильмов об организованной преступности. Возник в конце 20 х гг., когда в США, в эпоху “сухого закона”, зародились мафиозные синдикаты. Вымышленные и реальные преступники героизировались, пока в 60 е гг. не… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гангстерский фильм — Пол Муни в роли гангстера из фильма «Лицо со шрамом» (1932) Гангстерский фильм (англ. Gangster film или Mob film, от англ …   Википедия

  • Гангстерский фильм — гангстерский фильм, распространённая в кинематографе капиталистических стран категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях. Гангстерский фильм возник в конце 20 х гг.,… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Убить «Голландца» (фильм) — Фильм РусНаз = Убить «Голландца» ОригНаз = Hit The Dutchman Изображение = Жанр = гангстерский фильм Режиссёр = Менахем Голан Актёры = Bruce Nozick,Джек Конли,Eddie Bowz,Кристофер Брэдли,Guy D Alema,Tony DiSalvo,Лен Донато,Rick Giolito …   Википедия

  • Вендетта 2 (фильм) — Фильм РусНаз = Вендетта 2 ОригНаз = Bride Of Violence 2 Изображение = Жанр = гангстерский фильм Режиссёр = Актёры = Кэрол Олт Берт Янг imdb id = 0108479 Время = Страна = Италия  Канада Продюсер = Сценарист = Композитор = Оператор = Компания =… …   Википедия

  • гангстерский — [тэ], ая, ое. 1. к Гангстер. Г ое нападение. Г ие группировки. 2. Свойственный гангстеру; такой, как у гангстеров. Г ие законы формирующегося рынка. 3. Разг. Написанный о гангстерах, про гангстеров. Г. фильм …   Энциклопедический словарь

  • гангстерский — (тэ) ая, ое. 1) к гангстер Г ое нападение. Г ие группировки. 2) Свойственный гангстеру; такой, как у гангстеров. Г ие законы формирующегося рынка. 3) разг. Написанный о гангстерах, про гангстеров. Га/нгстерский фильм …   Словарь многих выражений

  • Приключенческий фильм — приключенческий фильм, термин, обозначающий группу жанров (или жанр, имеющий много разновидностей), для которых характерна острая, напряжённая, стремительно развёртывающаяся фабула, основанная на приключении, т. е. событии неожиданном, нарушающем …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Однажды в Америке (фильм) — Однажды в Америке Once Upon A Time In America Жанр гангстерский фильм драма Режиссёр Серджио Леоне Продюсе …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»