- ГАЙДАЙ Леонид Иович
-
ГАЙДАЙ Леонид Иович (30 января 1923, город Свободный, Амурская область — 19 ноября 1993, Москва), российский режиссер, сценарист, актер; народный артист РСФСР (1974); народный артист СССР (1989); лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1970).
Окончил студию при Иркутском драматическом театре (1947) и режиссерский факультет ВГИКа (1955, мастерская Г.Александрова). Сталинский стипендиат. Участник Великой Отечественной войны, служил во взводе разведки. До учебы во ВГИКе три года играл в Иркутском драматическом театре. С 1955 — режиссер киностудии «Мосфильм». Один из лучших комедиографов советского кино.
Был режиссером-практикантом на съемках комедии «Ляна» (1955) Б. В. Барнета. Первый фильм «Долгий путь» (1956, совместно с В. И. Невзоровым) Гайдай поставил по сибирским рассказам В. Г. Короленко, таким образом отдав дань своему дальневосточному происхождению. Обратился к жанру сатирической комедии он только в следующей работе «Жених с того света» (1958), которая подверглась жесткой цензуре и в результате была значительно сокращена. Фильм «Трижды воскресший» (1960), решенный в жанре героической киноповести с явным идеологическим пафосом, считается вынужденным в творчестве Гайдая, который все-таки был чужд политике. Действие фильма сначала происходит в годы Гражданской войны, а для режиссера эпоха начала 20 века (вплоть до 1930-х годов) окажется впоследствии одной из самых излюбленных, если судить по экранизациям произведений И. Ильфа и Е. Петрова («12 стульев», 1971), М. А. Булгакова («Иван Васильевич меняет профессию», 1973), М. М. Зощенко («Не может быть!», 1975). Да и в упомянутом «Долгом пути», а также в фильмах «Деловые люди» (1963, по рассказам О. Генри) и «За спичками» (1980, СССР—Финляндия, совместно с Р. Орко, по М. Лассиле) события разворачиваются примерно тогда же. Интерес к той поре, безусловно, связан у Гайдая еще и с его пристрастием к раннему кинематографу.
В 1961 в короткометражке «Пес Барбос и необычайный кросс» он вроде бы случайно взялся за «экранизацию» газетного фельетона Степана Олейника. Но в невидимом перенесении во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 1920-х годов как советское, так и американское (Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд), Гайдай нашел настоящую «золотую жилу». И даже приемы эксцентрической американской комедии приобрели у него чисто российское и вполне советское звучание. Эта незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в следующей короткометражке «Самогонщики» (1962), в третьей новелле комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966). Две последние названные картины и «Бриллиантовая рука» (1968), удостоенная Государственной премии в 1970, образуют своеобразную комедийную трилогию 1960-х годов. Все эти фильмы являются также самыми кассовыми — только за 15 месяцев проката их посмотрели 222,8 млн. зрителей, то есть практически все население СССР. В целом же аудитория в советских кинотеатрах на фильмах Гайдая составила (без учета повторного проката) около 600 млн. человек (например, у Стивена Спилберга в США зрителей было раза в полтора меньше). То есть по весьма грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 млн. рублей в ценах до 1991 года. Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Гайдая. В Америке был бы при жизни мультимиллионером, у нас же жил скромно, как, допустим, Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки». Не случайно, что именно эта комедия в 1995 году в результате опроса зрителей телеканала РТР была признана самой лучшей. Роль Горбункова, который всегда готов выручить и помочь совершить чудо, была доверена Ю. В. Никулину. Эта карнавальная двойственность героя, программно заявленная и в его любимой песне про зайцев, была своеобразным выходом за пределы регламентированного социального существования, романтически-пародийным проявлением индивидуального куража. Столь популярная и всегда приносившая большую удачу в кинопрокате формула «свой среди чужих, чужой среди своих» обыграна у Гайдая с редкой язвительностью и в то же время с подлинным сочувствием к маленькому человеку, который вынужден играть не свойственную себе значительную роль (этот мотив не раз использовался и Чаплином и Китоном, перед которыми Гайдай преклонялся всю жизнь). И несмотря на то, что режиссер порой сам появлялся в маленьких ролях на экране, его подлинным автопортретом следовало бы считать симпатичного Семена Семеновича, наивного, добродушного и сердечного «агента поневоле», вынужденного жить на «острове невезения» и спасаться от отчаяния, напевая «А нам все равно, а нам все равно...». А его по-своему знаменательный уход в застойные 1970-е годы прочь от современной тематики и увлечение эксцентрическими экранизациями литературы прошлого в итоге привело режиссера к заведомой неудаче в случае обращения в «Инкогнито из Петербурга» (1978) к «Ревизору» Н. В. Гоголя. Последующие, уже перестроечные работы Гайдая: «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) — позволили ему вернуться к современности. Леонид Гайдай — это неповторимый мастер отечественной эксцентрической и сатирической комедии, безусловный классик не только российского, но и мирового кино.
1955 Ляна (см. ЛЯНА) актер
1956 Долгий путь (см. ДОЛГИЙ ПУТЬ) режиссер
1958 Ветер (см. ВЕТЕР (СССР)) актер
1958 Жених с того света (см. ЖЕНИХ С ТОГО СВЕТА) режиссер
1960 Трижды воскресший (см. ТРИЖДЫ ВОСКРЕСШИЙ) режиссер
1961 Пес Барбос и необычный кросс (новелла в киноальманахе
«Совершенно серьезно») автор сценария, режиссер
1961 Самогонщики (см. САМОГОНЩИКИ) режиссер, автор сценария
1962 Деловые люди (см. ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ) автор сценария, режиссер
1965 Наваждение (новелла в киноальманахе «Операция »Ы« и другие
приключения Шурика») режиссер
1965 Напарник (киноальманах «Операция »Ы« и другие приключения Шурика») (см. НАПАРНИК (киноальманах "Операция "Ы" и другие приключения Шурика")) режиссер
1965 Операция «Ы» (новелла в к/а «Операция »Ы« и другие приключения Шурика») (см. ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА (киноальманах)) режиссер, автор сценария
1966 Кавказская пленница, или новые приключения Шурика (см. КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА) автор сценария, режиссер
1968 Бриллиантовая рука (см. БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА) режиссер, автор сценария
1971 12 стульев (см. ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ (1971)) автор сценария, режиссер, актер
1973 Иван Васильевич меняет профессию (см. ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ) режиссер, автор сценария
1975 Не может быть! (см. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!) режиссер, автор сценария
1977 Инкогнито из Петербурга (см. ИНКОГНИТО ИЗ ПЕТЕРБУРГА) режиссер, автор сценария
1978 По улицам комод водили. . . (см. ПО УЛИЦАМ КОМОД ВОДИЛИ) худ.рук.
1980 За спичками (см. ЗА СПИЧКАМИ) режиссер, автор сценария
1982 Спортлото—82 (см. СПОРТЛОТО-82) автор сценария, режиссер
1985 Опасно для жизни! (см. ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!) автор сценария, режиссер
1989 Частный детектив, или операция «Кооперация» (см. ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ, ИЛИ ОПЕРАЦИЯ "КООПЕРАЦИЯ") режиссер, автор
сценария
1992 На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди (см. НА ДЕРИБАСОВСКОЙ ХОРОШАЯ ПОГОДА) режиссер, автор сценария
Энциклопедия кино. 2010.