- ВОЕННЫЕ ПОТЕРИ
-
ВОЕННЫЕ ПОТЕРИ (Casualties of War) США, 1989, 116 мин. Военная драма.
Молодой парень Эриксон, бывший участник войны во Вьетнаме, и спустя многие годы не может опомниться от трагического случая, который произошел вдали от Америки. Отнюдь не военная операция по уничтожению мирных вьетнамцев вызывает в нем чувство стыда и раскаяния. Эриксон вспоминает и о том, как отряд американских солдат под руководством Мизерва, отправившись на разведку, попутно захватил девушку из южновьетнамской деревни. И все, кроме Эриксона, участвовали в надругательстве над ней. А попытка спасения юной вьетнамки привела к резкому столкновению Эриксона и Мизерва. После возвращения на базу Эриксон не мог не дать показания против участников бессмысленного насилия. Реальная история, о которой сообщили американские газеты еще в 1970 году, уже тогда заинтересовала Брайана Де Пальму, косвенно затрагивавшего тему Вьетнама в ленте того же года — «Привет, мама!». Через 19 лет, покинув принесший ему славу жанр психопатологических триллеров, режиссер все-таки обратился к этому сюжету, подробнее описанному в книге Дэниела Лэнга. Умение Де Пальмы нагнетать атмосферу необъяснимого ужаса, безусловно, чувствуется в ряде сцен картины «Военные потери». Но важнее честная, бескомпромиссная позиция постановщика, который коснулся наиболее болезненного аспекта «вьетнамского синдрома».
Благодаря усилиям режиссеров 80-х годов (как ни странно, прежде всего Оливера Стоуна, побывавшего, в отличие от многих, на позорной войне) общественное мнение в США примирилось хотя бы с тем, что лучшие американцы воевали достойно, не замарав рук напрасной человеческой кровью, не ожесточились, а напротив, вышли из всех испытаний с чистой совестью. А горький, безутешный пафос раскаяния, присущий фильмам конца 70-х годов, стал забываться. Брайан Де Пальма словно «подсыпал соли на старые раны», резко и недвусмысленно поведав о моральной деградации американских солдат, которые воевали во Вьетнаме. Конечно, его благородный герой Эриксон мог бы вызвать сочувствие у зрителей из-за своего неучастия в изнасиловании вьетнамской девушки. Но им трудно понять и простить его более мужественный поступок по фактической выдаче однополчан органам военного правосудия. Не зря же ветераны войны во Вьетнаме устраивали демонстрации в знак протеста против показа этой ленты — и она собрала в прокате небольшую сумму для все-таки популярного в Америке жанра военной драмы. Не помогло и участие Майкла Дж. Фокса, любимца публики, рискнувшего сняться в роли Эриксона, а также актера Шона Пенна, который создал, пожалуй, свой лучший образ в кино, причем резко отрицательного плана, сыграв Мизерва. Жаль, что серьезная и мастерски сделанная работа Де Пальмы в его новом качестве не всеми была оценена по достоинству (впрочем, Стивен Спилберг в одном из интервью по-хорошему позавидовал коллеге, назвав его картину одним из лучших рассказов о войне во Вьетнаме). Кстати, перевод «Военные потери» (вместо «Жертвы войны») кажется более точным, так как имеется в виду официальный термин из отчетов о числе погибших и раненых. По мысли авторов фильма, этим количеством прямых потерь не ограничивается скорбный итог постыдной бойни в Индокитае.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Майкл Дж. Фокс (см. ФОКС Майкл), Шон Пенн (см. ПЕНН Шон), Дон Харви, Джон К. Райлли, Джон Легисамо, Тхюй Тху Ле, Эрик Кинг.
Режиссер Брайан Де Пальма (см. ДЕ ПАЛЬМА Брайан).
Энциклопедия кино. 2010.