- ВЕСЕННИЙ ПРИЗЫВ
-
ВЕСЕННИЙ ПРИЗЫВ, СССР, киностудия им. М.Горького, 1976, цв., 93 мин. Психологическая драма.
На Всесоюзном кинофестивале, проходившем в 1977 году в Риге, Александр Фатюшин, который исполнил роль сержанта Карпенко, как раз занимающегося новобранцами в учебке, даже получил премию — и надо сказать, вполне заслуженно, потому что его персонаж действительно убедителен и житейски неоднозначен. Однако фильм, все же пройдя жесточайшую военную цензуру и будучи на удивление сдержанно принят генералитетом, подвергся откровенному бойкоту и оскорбительному поношению непосредственно в войсках. Не облаченные высокими званиями труженики армии не захотели узнать себя в выведенных на экране типах, для которых поступающий в воинскую часть молодой контингент призывников — лишь некий податливый материал, обычная глина. Лепи, что хочешь! И замкомвзвода Карпенко, сам в недавнем прошлом такой же наголо бритый и безусый новобранец, получив в руки власть распоряжаться не только внешним видом солдат, их дневным и ночным расписанием, но и судьбами десятков людей, поступает уже в согласии с каким-то неписаным законом начальственного дедовства, пока не сталкивается с заранее презираемым московским интеллигентом, одним из прибывших в этот весенний призыв. Именно в общении с ним провинциальный парень, ставший королем и богом для тех, кто попал на полгода в учебку, постигает необходимые нравственные уроки, оказывается способным на понимание другого — непохожего — человека. Сценарист Александр Миндадзе повторяет в какой-то степени тот же конфликт, который находился в центре параллельно снятой ленты Слово для защиты Вадима Абдрашитова. Двое из разных социальных слоев, разделенные также и по вертикали власти (ведь и недоучившийся студент в Весеннем призыве — будто по глупости провинившаяся в Слове для защиты), обнаруживают больше точек для соприкосновения, а главное — для сочувствия и взаимопонимания. Как говорится, много званых — но мало избранных. А у этих весенних избранников возникает — пусть на миг! — гетевское родство по выбору.
В ролях: Александр Фатюшин (см. ФАТЮШИН Александр Константинович), Игорь Костолевский (см. КОСТОЛЕВСКИЙ Игорь Матвеевич), Анна Каменкова (см. КАМЕНКОВА Анна Семеновна), Виктор Проскурин (см. ПРОСКУРИН Виктор Алексеевич), Борис Морозов (см. МОРОЗОВ Борис Афанасьевич), Александр Постников (см. ПОСТНИКОВ Александр), Виктор Мамаев (см. МАМАЕВ Виктор).
Режиссер: Павел Любимов (см. ЛЮБИМОВ Павел Григорьевич). Автор сценария: Александр Миндадзе (см. МИНДАДЗЕ Александр Анатольевич). Оператор: Петр Катаев (см. КАТАЕВ Петр Евгеньевич). Художник-постановщик: Семен Веледницкий (см. ВЕЛЕДНИЦКИЙ Семен Авраамович). Композитор: Владимир Шаинский (см. ШАИНСКИЙ Владимир Яковлевич). Звукорежиссер: Глеб Кравецкий (см. КРАВЕЦКИЙ Глеб). Монтаж: Т. Ридель.
Премия за лучшее исполнение мужской роли (А.Фатюшин), приз Краснознаменного Прибалтийского военного округа за лучшее раскрытие военной темы в кино ВКФ—77 в Риге; Серебряные медали имени А.Довженко (1977, награждены сценарист А.Миндадзе, реж. П.Любимов, актер А.Фатюшин).
Энциклопедия кино. 2010.