- В ГОРОДЕ СОЧИ ТЕМНЫЕ НОЧИ
-
В ГОРОДЕ СОЧИ ТЕМНЫЕ НОЧИ, СССР, Подарок, 1989, цв., 131 мин. Трагикомедия.
Второй фильм В. Пичула вызвал недоумение зрителей, критики и начальства. После «Маленькой Веры», принесший режиссеру мировую славу и коммерческий триумф, Пичул предпочел крутой витаж. «В городе Сочи... » — фильм затянувшейся переходной эпохи. Поставленный для всех, он оказался ненужным почти никому. Потому, наверное, что фиксировал ускользающую реальность, тотальную неопределенность и усталость от ожидания результатов.
Цепь эпизодов, обозначенных, но незавершенных сюжетов, закручены крепко, но рвутся — по авторскому мановению — с фатальной неизбежностью. На дворе 1989 год. В молочной вместо, скажем, сыра продаются детские игрушки. Здесь ощущалась особая «семиотика нонсенса» , а не просто нищета. Страх пустоты — ужас больших пространств — вытесняется иллюзией заполнения, замещения. Фильм Пичула уловил эту простейшую и фундаментальную закономерность времени. Поманив одним результатом, перегруппировать силы на другой. Взвинтить и тут же охладить намерения. Пройдя первый этап отрицания в гиперреалистической «Маленькой Вере», режиссер теперь пробует себя в непривычной поэтике. В этом фильме колотятся, перемещаясь из столицы на Север, а оттуда на юг и обратно, случайные знакомцы с непохожими, но близкими судьбами. В сущности, путь этот — в воображаемый рай. Но и образ все еще живучих (для героев фильма) представлений о его достижимости. Вместо густой однородной фактуры первого фильма — стилистические перепады, ритмические сбои. Вместо «простого» человека — социальный срез самых разных слоев: от афериста до артиста. Вместо отчаяния обитателей г. Жданова — просто тупик: от Москвы до самых до окраин. Вместо цельного «куска жизни» — коллажный пунктир. И одновременно поиск новой цельности. На обломках империи, на эстетическом развале.
Но у Пичула сумбурный и при этом вяло-безразличный «хаос эпохи» имеет не тождественную этой бестолковости логику смысловых сбоев. Хамскую свадьбу здесь гуляют на фоне монументального ресторанного панно, изображающего «Кремль»; старый лагерник оказывается романтическим артистом, уголовник фотографируется на Мосфильме, где снимается очередная эпопея с «Калининым», «Сталиным» и «Молотовым»... Но весь этот обычный бред обобщается сентенцией милиционера: «Наши будни праздничными не назовешь». Вот исток заморочки, в которую втянуты герои филма: не будни, а сумасшедший дом, не праздник, а исповедальня или профсоюзное собрание. В результате скандальный праздник становится апофеозом испохабленных будней. Водевильная стихия захлестывает неводевильных персонажей, сентиментальная — настроенных совсем на иной лад. Объединяет же всех персонажей фильма главный герой-мошенник, сантехник и «кинорежиссер» Степаныч (А. Жарков), представившийся своей девушке как автор «Лав стори» и рассказавший сценарий своего фильма. Начало этой истории известно зрителям по фильму Пичула, а продолжение снято Пичулом по сценарию его героя!
«В городе Сочи... » намеренно совмещают противоречивые авторские установки: «как в жизни» (разрушение мифов) и «как в кино» (тоска по мифотворчеству). Но режиссер оставляет всем мотивам своего фильма простор для их будущего неожиданного развития.
В ролях: Алексей Жарков (см. ЖАРКОВ Алексей Дмитриевич), Наталья Негода (см. НЕГОДА Наталья Игоревна), Александр Миронов (см. МИРОНОВ Александр Ананьевич), Анастасия Вертинская (см. ВЕРТИНСКАЯ Анастасия Александровна), Александр Леньков (см. ЛЕНЬКОВ Александр Сергеевич), Андрей Соколов (см. СОКОЛОВ Андрей Алексеевич), Анна Тихонова (см. ТИХОНОВА Анна Вячеславовна), Григорий Мануков (см. МАНУКОВ Григорий), Вацлав Дворжецкий (см. ДВОРЖЕЦКИЙ Вацлав Янович), Александр Негреба (см. НЕГРЕБА Александр Валерианович), Аяз Салаев, Игорь Золотовицкий (см. ЗОЛОТОВИЦКИЙ Игорь Яковлевич), Юрий Назаров (см. НАЗАРОВ Юрий Владимирович), Ерванд Арзуманян (см. АРЗУМАНЯН Ерванд Ашотович), Надежда Маркина (см. МАРКИНА Надежда), Мария Селянская (см. СЕЛЯНСКАЯ Мария Евгеньевна), Леван Мсхиладзе (см. МСХИЛАДЗЕ Леван), Л. Устименко, Екатерина Урманчеева (см. УРМАНЧЕЕВА Екатерина), Лариса Борушко, Софья Павлова (см. ПАВЛОВА Софья Афиногеновна).
Режиссер: Василий Пичул (см. ПИЧУЛ Василий Владимирович). Автор сценария: Мария Хмелик. Оператор: Ефим Резников (см. РЕЗНИКОВ Ефим Ильич). Художник-постановщик: Николай Терехов (см. ТЕРЕХОВ Николай). Композитор: Владимир Матецкий (см. МАТЕЦКИЙ Владимир Леонардович). Текст песен: Михаил Шабров. Звукорежиссер: Павел Дроздов (см. ДРОЗДОВ Павел). Монтаж: Елена Заболоцкая. Продюсеры: Марк Левин (см. ЛЕВИН Марк Соломонович), Сильвия д"Амико.
Энциклопедия кино. 2010.