- БУНЮЭЛЬ Луис
-
БУНЮЭЛЬ (Bunuel) Луис (22 февраля 1900 — 29 июля 1983), испанский кинорежиссер, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве.
Родился в деревне Каланда (провинция Нижний Арагон) в центральной Испании в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе, где испытал первые сомнения в истинности религиозного вероучения. Эти сомнения сменились решительным выбором в пользу атеизма в пору духовного формирования в студенческой резиденции в Мадриде (1917—1924), где в нелегких поисках будущей профессии юноша сблизился с литераторами Ф. Гарсиа Лоркой, Р. Альберти, Х. Гильеном и другими. Существенным фактором в определении творческого лица будущего режиссера явилось для Бунюэля пребывание в Париже в середине 20-х годов, где он познакомился и солидаризировался с эстетической и общественной программой группы художников-сюрреалистов (А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст, И. Танги), лозунгом которых был скандальный разрыв с буржуазными условностями в нравственности и искусстве. Прокламируемая сюрреалистами эстетика шока нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и С. Дали в немом кинематографе — в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928), построенной по методу автоматического письма. Еще больший скандал вызвала премьера их следующего фильма «Золотой век» (1930), отмеченного предельным натурализмом зрительного ряда и «кощунственными» ассоциациями с творчеством маркиза де Сада; вызвавший общественное замешательство фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет. Аналогичная участь постигла снятый Бунюэлем уже в Испании документальный фильм «Лас Урдес. Земля без хлеба» (1932), демонстрировавший удручающую нищету этого крестьянского края. В годы Гражданской войны режиссер, решительно ставший на сторону республиканцев, активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, участвует в создании антифашистских и антифранкистских лент (в частности, «Испанской земли», 1937, Й. Ивенса), работает во Франции, а с 1938 по 1946, пребывая в политической эмиграции, в США.
В 1946 Бунюэль возобновляет режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 принимает мексиканское гражданство. К началу 60-х он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров — мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую («Лестница на небо», 1952, приз за лучший авангардистский фильм МКФ в Канне) или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953) тональность. О беспощадности жестокого реализма раннего Бунюэля напоминает рисующий страшную участь подростков-беспризорников в Мехико фильм «Забытые» (1950, приз за режиссуру МКФ в Канне, 1951), о демократических симпатиях режиссера — создаваемые с участием Франции фильмы «Это называется зарей» (1956), «Смерть в этом саду» (1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1960).
Однако подлинная мощь его дарования раскрывается лишь в лентах, сочетающих острую критику социальных основ современного буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов, таких, как «Назарин» (1959, по роману Б. П. Гальдоса; специальная премия жюри и приз ФИПРЕССИ в Канне) и «Виридиана» (1961, Гран-При МКФ в Канне), после долголетней разлуки снятая на родине автора и тут же запрещенная по обвинению в оскорблении религиозных ценностей. Отмеченные жесткой экспрессивностью образного решения и виртуозностью актерского исполнения, оба фильма демонстрировали несостоятельность попыток социальной утопии в перегороженном кастовыми и классовыми барьерами мире.
В 60-е годы библейская тема еще дважды звучит в кинематографе Бунюэля — в фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965, специальный приз жюри МКФ в Венеции) и «Млечный путь» (1969). Однако фокус гротескно-сатирического видения режиссера все больше смещается в сторону этико-психологических аспектов современного ему общества, пронизанного своекорыстием, лицемерием и расчетом. Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя; Гран-При на МКФ в Венеции) и «Тристане» (1970, по роману Б. П. Гальдоса). А лелеемый со времен «Андалузского пса» и «Золотого века» сюрреалистический вызов унылой действительности вносит ноту озорного абсурда в симметрически выверенную фабулу «Ангела-истребителя» (1962, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) и последних блестящих картин Бунюэля: «Скромное обаяние буржуазии» (1972, премия «Оскар», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977, по роману П. Луиса; премия «Оскар», 1977).
Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. На склоне лет, окончательно потеряв слух, а затем и зрение, он рассказал о своем трудном и противоречивом пути в жизни и в кино в книге мемуаров «Мой последний вздох» (1982).
Николай Пальцев
1929 ANDALUSIAN DOG, AN / Андалузский пес (см. АНДАЛУЗСКИЙ ПЕС) исполнитель, режиссер, сценарий, продюсер
1930 AGE OF GOLD / Золотой век режиссер, сценарий
1932 LAND WITHOUT BREAD / Лас Урдес. Земля без хлеба режиссер, сценарий, продюсер
1935 JUAN SIMON"S DAUGHTER исполнитель, продюсер
1936 QUIEN ME QUIERE A MI? / WHO LOVES ME? сценарий, продюсер
1937 CENTINELA, ALERTA! сценарий, продюсер
1937/II ESPANA 1936 сюжет, продюсер
1940 VATICANO DE PIO XII, EL режиссер
1947 GRAN CASINO режиссер
1949 GREAT MADCAP, THE режиссер
1950 SI USTED NO PUEDE, YO SI сюжет
1950 SUSANA / DEVIL AND THE FLESH, THE режиссер, сценарий
1950 YOUNG AND THE DAMNED, THE режиссер
1951 DAUGHTER OF DECEIT режиссер
1951 WOMAN WITHOUT LOVE, A режиссер, сценарий
1952 BRUTE, THE режиссер, сценарий
1952 THIS STRANGE PASSION сценарий
1952 ASCENT TO HEAVEN / Лестница на небо режиссер, сценарий
1953 ILLUSION TRAVELS BY STREETCAR режиссер
1954 WUTHERING HEIGHTS режиссер, сценарий
1954 RIVER AND DEATH, THE режиссер, сценарий
1954 ADVENTURES OF ROBINSON CRUSOE, THE режиссер, сценарий
1955 CELA S"APPELLE L"AURORE / Это называется зарей режиссер, сценарий
1955 CRIMINAL LIFE OF ARCHIBALDO DE LA CRUZ, THE / REHEARSAL FOR A CRIME режиссер, сценарий
1956 DEATH IN THE GARDEN / Смерть в саду режиссер
1958 NAZARIN / Назарин (см. НАЗАРИН) режиссер, сценарий
1959 FEVER RISES IN EL PAO / REPUBLIC OF SIN режиссер, сценарий
1961 VIRIDIANA / Виридиана (см. ВИРИДИАНА) режиссер, сюжет
1961 WHITE TRASH / YOUNG ONE, THE режиссер, сценарий
1962 EXTERMINATING ANGEL, THE / Ангел-истребитель (см. АНГЕЛ-ИСТРЕБИТЕЛЬ) режиссер, сценарий
1964 DIARY OF A CHAMBERMAID / Дневник горничной режиссер, сценарий
1965 SIMON OF THE DESERT / Симеон-столпник (см. СИМЕОН-ПУСТЫННИК) режиссер, сценарий
1967 BELLE DE JOUR / Дневная красавица (см. ДНЕВНАЯ КРАСАВИЦА) режиссер, сценарий
1969 MILKY WAY, THE / Млечный путь (см. МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ (1969)) режиссер, сценарий
1970 TRISTANA / Тристанa (см. ТРИСТАНА) режиссер, сценарий, продюсер
1972 DISCREET CHARM OF THE BOURGEOISIE, THE / Скромное обаяние буржуазии (см. СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БУРЖУАЗИИ) режиссер, сценарий
1972 MONK, THE сценарий
1974 SPECTER OF FREEDOM, THE / Призрак свободы режиссер, сценарий
1977 THAT OBSCURE OBJECT OF DESIRE / Этот смутный объект желания (см. ЭТОТ СМУТНЫЙ ОБЪЕКТ ЖЕЛАНИЯ) режиссер, сценарий
Энциклопедия кино. 2010.