- ЯНЧО Миклош
-
ЯНЧО (Jancso) Миклош (р. 29 сентября 1921), венгерский кинорежиссер.
«Этот художник, — сказал о нем соотечественник и коллега Иштван Сабо, — занимает исключительное место в венгерской культуре. Не создай Янчо такие фильмы, как «Без надежды», «Так я пришел», «Звезды и солдаты» и другие, зияла бы пустота. Как Бела Барток в музыке, как Аттила Йожеф в поэзии, Янчо в кинематографе выразил дух венгерской нации и ее историческую судьбу».
Янчо учился на юридическом факультете, одновременно изучал этнографию и искусствоведение в университете города Клуж (Коложвар, Трансильвания). В 1944 году получил диплом юриста. В конце войны был мобилизован в армию, попал в советский плен. Вернувшись на родину, участвовал в молодежном движении. В 1946—1950 годах он учился в будапештской Высшей школе театра и кино. Получив диплом режиссера, работал в кинохронике, снимал киножурналы, документальные фильмы. Наиболее значительные среди них: «На окраине города» (1957) — по мотивам одноименного стихотворения Аттилы Йожефа и «Бессмертие» (1959) — о жизни и творчестве скульптора Дьердя Гольдмана. Первая полнометражная игровая картина — «Колокола отправились в Рим» (A harangok romaba mentek, 1958). Однако особое видение действительности, новый исторический кругозор и элементы необычного стиля, который в дальнейшем стал определяющим для авторского кинематографа Янчо, наметились лишь в его третьей игровой работе — «Развязка и завязка»/«Кантата» (1962) и в последовавшей за ней ленте «Так я пришел» (1964), импульс для которой дала собственная биография режиссера (события фильма происходят весной 45-го, на рубеже войны и мира).
Мировое признание принесла Янчо картина «Без надежды» (1965), где впервые на материале венгерской истории получила выразительное художественное воплощение проблема власти и насилия, которая стала одной из центральных в его творчестве, наряду с другими постоянно присутствующими мотивами: тирания и свобода, революционная идея и нетерпимость, вожди и ведомые. В «Звездах и солдатах» (1967) исторической площадкой для них становится гражданская война в России, в фильме «Тишина и крик» (1968) — эпоха белого террора, сменившая Венгерскую коммуну 1919 года.
Большие споры вызвали в Венгрии «Яростные ветры» (1968) — обобщенный портрет эпохи послевоенных 1940-х годов с их политическим ригоризмом и непримиримым идеологическим противостоянием, явившись в своем роде откликом на студенческие волнения в Западной Европе. Здесь оформилась, кроме того, особая форма янчевского фильма: историческая парабола, принимающая вид фольклорного обрядового действа с хореографией и хоровым пением. В лентах «Народ еще просит»/«Красный псалом» (Meg ker a nep, 1972, специальная премия МКФ в Канне), «Любовь моя, Электра» (Szerelmem, Elektra, 1974), «Венгерская рапсодия» и «Аllegro barbaro» (1979) — за обе премия за творчество на МКФ в Канне, а также в других венгерских работах 70-х годов и в тех, что осуществлены режиссером в Италии («Пацифистка» (La pacifista, 1971); «Техника и ритуал», 1972; «Рим хочет другого цезаря» (Roma rivuole Cesare, 1973); «Частные пороки, публичные добродетели» (Vizi privati, pubbliche virtu, 1975). Янчо более активно оперирует аллегорическими образами и ритуальной символикой, следуя логике не привычно повествовательной, а ассоциативной.
Театрализованная кинопоэтика Янчо в немалой степени объясняется и проверяется его театральной практикой: с 1971 параллельно с фильмами ставит на разных сценах спектакли. В 1983—1985 вместе со своим постоянным автором — кинодраматургом и романистом Дюлой Хернади и с писателем и драматургом Ласло Дюрко (по чьей пьесе сделан фильм «Любовь моя, Электра») руководил театром в Кечкемете. В 1980—90-е годы, отступая от собственного обычая — рассматривать и обдумывать политико-философские и нравственные ситуации сквозь призму истории или мифа, Янчо насыщает свой кинематограф современностью, оставаясь связанным с определенным кругом идей и навязчивых вопросов: о механизмах подавления и манипуляции — психологической и идеологической, о плохом самочувствии человечества, о кризисе ценностей («Сезон чудовищ», 1987; «Гороскоп Иисуса Христа» (Jezus Krisztus horoszkopia, 1989); «Бог пятится назад», 1991; «Вальс «Голубой Дунай» (Kek Duna Keringo, 1992); «Большая смерть мозга» — одна из новелл кинотриптиха «Любите друг друга, дети!», 1995; «Свет Господень в Будапеште», 1999; «Проклятье! Комары», 1999).
Эпизодически работал на телевидении, ставя спектакли и фильмы (сериал по роману Ласло Дюрко «Благополучное схождение в ад доктора Фауста», 1983; фильм-концерт «Омега, Омега...» (Omega, Omega, 1984) и др.). В последние годы работает над циклом документальных лент, посвященных еврейским общинам и древним захоронениям. В 1986—1991 возглавлял Союз венгерских кинематографистов. В разные годы преподавал в будапештской Высшей школе театра и кино. Лауреат премий МКФ в Венеции (1990) и в Будапеште (1994) за вклад в киноискусство.
Александр Трошин
1950 KEZUNKBE VETTUK A BEKE UGYET режиссер, сценарист
1950 A MAKSIMENKO BRIGAD сюжет
1951 A SZOVJET MEZOGAZDASAGAI KULDOTTSEK TANITASAI режиссер, оператор
1952 A 8.SZAVAD MAJUS 1/EZERKILENCSZAZOTVENKETTO./MAJUS 1 режиссер
1953 ARAT AZ OROSHAZI «DOZSA» режиссер
1953 KOZOS UTAN режиссер
1954 EGY KIALLITAS KEPEI режиссер
1954 ELTETO TISZA-VIZ режиссер
1954 EMBEREK! NE ENGEDJETEK! режиссер, сценарист
1954 GALGA MENTEN режиссер
1954 OSZ BADACSONYBAN режиссер
1955 ANGYALFOLDI FIATALOK режиссер
1955 EGY DELUTAN KOPPANYMONOSTORBAN режиссер
1955 EMLEKEZZ, IFJUSAG! режиссер
1955 VARSOI VILAGIFJUSAGI TALALKOZO I-III режиссер
1956 ZSIGMOND MORICZ 1879—1942 режиссер
1957 DEL KINA TAJAIN режиссер
1957 KINA VENDEGEI VOLTUNK режиссер
1957 PEKING PALOTAI режиссер
1957 SZINFOLTOK KINABOL режиссер
1957 A VAROS PEREMEN режиссер
1958 КОЛОКОЛА ОТПРАВИЛИСЬ В РИМ / A HARANGOK ROMABA MENTEK режиссер
1958 DERKOVITZ GYULA 1894—1934 режиссер
1959 HALHATATLANSAG режиссер, сценарист, оператор
1959 IZOTOPOK A GYOGYASZATBAN режиссер
1960 ELADAS MUVESZETE, AZ режиссер, сценарист
1960 HAROM CSILLAG режиссер
1960 IDO KEREKE, AZ режиссер, сценарист
1960 SZERKEZETTERVEZES режиссер, сценарист
1961 ALKONYOK ES HAJNALOK режиссер, сценарист
1961 INDIANTORTENET режиссер, сценарист
1962 РАЗВЯЗКА И ЗАВЯЗКА / OLDAS ES KOTES режиссер, сценарист
1963 HEJ, TE ELEVEN FA… режиссер, сценарист
1964 ТАК Я ПРИШЕЛ / IGY JOTTEM режиссер
1965 JELENLET режиссер, сценарист
1966 KOZELROLIA: A VER режиссер
1966 БЕЗ НАДЕЖДЫ / SZEGENYLEGENYEK режиссер
1967 ТИШИНА И КРИК / CSEND ES KIALTAS режиссер, сценарист
1967 KAMERAVAL KOSZTROMABAN исполнитель
1967 ЗВЕЗДЫ И СОЛДАТЫ / CSILLAGOSOK, KATONAK режиссер, сценарист
1968 VOROS MAJUS режиссер
1969 THE BOYS OF PAUL STREET исполнитель
1969 ЯРОСТНЫЕ ВЕТРЫ / FENYES SZELEK режиссер
1969 СИРОККО / SIROKKO режиссер, сценарист
1970 АГНЕЦ БОЖИЙ / EGI BARANY режиссер, сценарист
1970 FUST режиссер
1971 IL GIOVANE ATTILA режиссер, сценарист
1971 ПАЦИФИСТКА / LA PACIFISTA режиссер, сценарист
1972 НАРОД ЕЩЕ ПРОСИТ / MEG KER A NEP режиссер
1973 РИМ ХОЧЕТ ДРУГОГО ЦЕЗАРЯ / ROMA RIVUOLE CESARE режиссер, сценарист
1974 ЛЮБОВЬ МОЯ, ЭЛЕКТРА / SZERELMEM, ELEKTRA режиссер
1975 ЧАСТНЫЕ ПОРОКИ, ПУБЛИЧНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ / VIZI PRIVATI, PUBBLICHE VIRTU (см. ЧАСТНЫЕ ПОРОКИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ) режиссер
1977 DIFFICILE MORIRE исполнитель
1979 ALLEGRO BARBARAO MAGYAR RAPSZODIA 2 режиссер, сценарист
1979 ELETUNKET ES VERUNKET режиссер, сценарист
1981 СЕРДЦЕ ТИРАНА, ИЛИ БОККАЧЧО В ВЕНГРИИ / A ZSARNOK SZIVE AVAGY BOCCACCIO MAGYARORSZAGON режиссер, сценарист
1984 ОМЕГА, ОМЕГА.. / OMEGA, OMEGA режиссер
1984 МУЗЫКА / MUZSIKA режиссер, сценарист
1986 РАССВЕТ / L"AUBE режиссер, сценарист
1987 СЕЗОН ЧУДОВИЩ / SZORNYEK EVADJA режиссер, сценарист
1989 ГОРОСКОП ИИСУСА ХРИСТА / JEZUS KRISZTUS HOROSZKOPIA режиссер
1992 ГОЛУБОЙ ДУНАЙ / KEK DUNA KERINGO режиссер
1996 SZERESSUK EGYMAST GYEREKEK! режиссер
1999 ANYAD! A SZUNYOGOK / ПРОКЛЯТЬЕ! КОМАРЫ режиссер, сценарий
1999 NEKEM LAMPAST ADOTT KEZEMBE AZ UR, PESTEN / LORD"S LANTERN IN BUDAPEST режиссер
2001 UTOLSO VACSORA AZ ARABS SZURKENEL режиссер
2002 Kelj fel, komam, ne aludjal / Wake Up, Mate, Don"t You Sleep режиссер, автор сценария, исполнитель
Энциклопедия кино. 2010.