- ЮНОСТЬ МАКСИМА
-
«ЮНОСТЬ МАКСИМА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1934, ч/б, 98 мин.
Лирико-эпическая драма, историко-революционный фильм.
Эксперименты и эксцентрика молодых ФЭКСов (Фабрика эксцентрического актера) Григория Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) и Леонида Трауберга (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) должны были преобразоваться в нечто новое в связи с приходом звука в кино и все большим контролем над кинопроизводством со стороны властей. К счастью, это новое оказалось удачным.
В 1933 в журнале «Советское кино» были опубликованы отрывки сценария «Большевик». С тех пор работа над историей молодого рабочего от его шальной юности до большевистской зрелости не прекращалась до 1939. Козинцев и Трауберг начали изучение материала с ленинградских букинистов, где скупали дешевые брошюрки с воспоминаниями большевиков, потом съемочная группа немало времени провела в цехах «Красного путиловца» и «Обуховского» заводов, и это добавило визуальной достоверности съемкам великого Андрея Москвина, в остальном, как и режиссеры, тяготеющего к экспрессии.
Первоначально никто и не думал, что «Юность Максима» станет началом удачного и любимого зрителями советского сериала. А после повторного выхода трилогии в прокат в семидесятые Борис Чирков скажет, что история Максима имела бы продолжение, не помешай война. Хотя продолжение трилогия все-таки имела: в фильме «Великий гражданин», где появляется Максим – член ЦКК и в «Боевом киносборнике» 1941, где Максим сходит с экрана и, окруженный зрителями, поет на мотив «голубого шара» песню – призыв бить фашистов.
«Юность Максима» вышла на экраны в 1934. За первых пятнадцать дней проката в Ленинграде фильм посмотрело 500 тыс зрителей. Успех по стране нарастал лавинообразно. Критики не могли обнаружить в фильме недостатков и в растерянности формулировали причины успеха: вместо схемы – на экране живые люди, реализм в показе рабочего класса и партийных руководителей и т.п. На самом деле главной причиной непреходящей ценности фильма оказался талант всей съемочной группы. Режиссеры смело пользовались любимыми народом жанрами – цирковой репризой и городским фольклором; оператор и художник создали мир, полный воздуха и движения; фантазии Шостаковича на темы модного галопа, анархистского «цыпленка жареного», революционной «Варшавянки», не говоря уж об интерпретациях песенки о шаре пронизывают фильм; абсолютная естественность актерской манеры, лукавое остроумие и личное обаяние Бориса Чиркова – все вместе создает атмосферу, в которую легко вписываются революционные приключения и большевистские речи героев.
В первом фильме разбитной юноша – рабочий Максим вместе с друзьями знакомится с активисткой «Правды» Наташей, посещает рабочую воскресную школу, узнает о деятельности социал-демократов. После столкновения с полицией Максим попадает в тюрьму, где знакомится с профессиональным подпольщиком. Начинается революционная деятельность Максима – его посылают с заданием на завод в Сормово. В последнем кадре по тропинке средь поля ржи с узелком за спиной шагает Максим – никакого пафоса, скорее ироничный намек на знаменитый проход Чаплина.
Созданный по просьбам зрителей и по желанию начальства фильм-продолжение «Возвращение Максима» вышел на экраны в 1937. Бюджет картины позволял строить дорогие декорации (например, для сцены заседания Государственной думы – огромный зал Таврического дворца), но, поощряя авторов, начальство усилило контроль за фильмом. Количество эпизодов, иллюстрирующих историю партии, увеличилось. Но, уравновешивая их, авторы вводят колоритный образ конторщика Дымбы в незабываемом исполнении Михаила Жарова. Дуэт лукавого Максима, работающего под простачка, и самодовольного Дымбы – среди лучших сцен фильма.
1914 год. На один из бастующих заводов партия направляет Максима для укрепления стачечного комитета. Хитростью Максим выведывает у пьяного конторщика Дымбы, куда передан секретный военный заказ. Уволенный Дымба мстит Максиму, тяжело ранит его. Вскоре Россия вступает в мировую войну Максим в солдатской форме отправляется на фронт, чтобы там выполнять директиву партии о превращении империалистической войны в революционную.
Второй фильм трилогии еще снимался, а Козинцев и Трауберг сообщали общественности, что работают над сценарием следующего фильма – творческий коллектив обязался закончить всю работу к двадцатилетию советской власти.
«Выборгская сторона» был выпущен на экраны в самом начале 1939. Доверие, увы, обязывает, и авторы постарались выполнить все, что требовало от них руководство: были введены образы Ленина и Сталина (впоследствии кадры со Сталиным были вырезаны) в исполнении Максима Штрауха и Михаила Геловани, изменилась тональность фильма – прибавилось напряженности в сценах контрреволюционного саботажа, поубавилось уличной стихии в образе Максима. Еще бы, ведь в первых кадрах Свердлов назначает его «полномочным министром» в Государственный банк, а в конце фильма сам Сталин благословляет на защиту Советской республики. Между этими двумя моментами закаленному большевику удается наладить банковское дело, одновременно борясь с врагами новой власти и разоблачая подлый замысел убить Ленина.
Несмотря на некоторые метаморфозы, произошедшие с трилогией от первой до последней серии, работа Козинцева и Трауберга стала подлинной вехой истории кино, «Максим» превратился в имя нарицательное, а с исполнителем роли на улицах Ленинграда десятилетиями здоровался каждый встречный.
В ролях: Борис Чирков (см. ЧИРКОВ Борис Петрович), Степан Каюков (см. КАЮКОВ Степан Яковлевич), Александр Кулаков, Валентина Кибардина (см. КИБАРДИНА Валентина Тихоновна), Михаил Тарханов (см. ТАРХАНОВ Михаил Михайлович), Павел Волков (см. ВОЛКОВ Павел Михайлович), Борис Блинов (см. БЛИНОВ Борис Владимирович), С. Леонтьев, Владимир Сладкопевцев (см. СЛАДКОПЕВЦЕВ Владимир Владимирович), М. Щелковский.
Режиссеры: Григорий Козинцев (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович), Леонид Трауберг (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович).
Авторы сценария: Григорий Козинцев (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович), Леонид Трауберг (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович).
Оператор: Андрей Москвин (см. МОСКВИН Андрей Николаевич).
Художник-постановщик: Евгений Еней (см. ЕНЕЙ Евгений Евгеньевич).
Композитор: Дмитрий Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич).
Звукорежиссер: Илья Волк (см. ВОЛК Илья).
Монтаж: нет.
Первая премия «Серебряный кубок» МКФ в Москве-35 студии «Ленфильм" (вместе с фильмами «Чапаев» и «Крестьяне»); Сталинская премия I степени (1941, кинотрилогии).
Энциклопедия кино. 2010.