ЭММА

ЭММА

«ЭММА» (Emma) США — Великобритания, 1996, 120 мин.
Исторический фильм, комедия, мелодрама.
Перед режиссером-дебютантом Дагласом Магратом стояла сложная задача — не только соперничать с искусным текстом «Эммы» Джейн Остин, которая с блеском играла в увлекательную игру иронического манипулирования с персонажами и нравами начала 19 века. Маграт, прежде заслуживший высокие оценки за виртуозный сценарий фильма «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена, должен был хотя бы не проиграть в заочном споре с экранизацией «Разума и чувств» и доказать зрителям и критикам, что его версия другого романа Остин тоже не лишена самоценности.
В мир ленты «Эмма» входишь не без осторожности и даже подозрительности — чем сможет удивить сценарист и режиссер в одном лице, предлагая вновь внимать не очень обязательным, а порой и просто праздным многословным разговорам обитателей английской провинции минувшего столетия. Обилие действующих лиц, связанных между собой родственными или приятельскими отношениями; чрезмерная суета главной героини, своенравной девушки, которая сама вовсе не собирается замуж, но горит желанием устроить выгодные, как ей кажется, партии своим подругам и друзьям.. В какой-то момент можно даже догадаться, что тот, с кем чаще всего пререкается Эмма в своих колких беседах, как раз и станет ее возлюбленным, который поведет «несостоявшуюся сводницу» под венец.
Картина начинает очаровывать постепенно, когда перестаешь ей демонстративно сопротивляться, не желая, словно и сама Эмма, признаться в подспудно проявляющихся симпатиях. Надо лишь отвлечься от игры ума, язвительного посмеивания над чувствами всех окружающих и откликнуться на зреющий внутри застенчивый и искренний порыв к объекту своей любви, которая только со стороны может показаться внезапной будто удар молнии.
Легко увидеть в «Эмме» развитие многих мотивов из «Разума и чувств», а в героине — наличие тех близких самой Джейн Остин черт, которые угадывались уже в раннем образе Элинор. Те, кто знал писательницу, охарактеризовали ее подчас взаимоисключающе — одни считали Остин романтичной, возвышенной и ранимой натурой, которая вынуждена спасаться от нелицеприятного мира под маской иронии, другие же приписывали ей склонность к злому сарказму, чрезмерной расчетливости и презрительному самодовольству. Однако внимательное вглядывание и вслушивание хотя бы в то, что происходит с Эммой в одноименном романе и фильме, позволяет распознать и насмешку автора, и искреннее сочувствие к той, кто все время обманывается в своих расчетах свахи и личных переживаниях. Эмма постоянно не равна самой себе, мечется «между здравым смыслом и чувствительностью». Но и сочинительница отнюдь не исчерпывается образом одного из своих персонажей и даже целой галереей в чем-то похожих на нее умных и на редкость трезво оценивающих реальность девушек, которые более доверяют «доводам рассудка», а не пребывают в младенческом состоянии «без понятия».
Кстати, после выхода на экраны «Эммы» (ее кассовые сборы в США все-таки почти вдвое меньше, чем у «Разума и чувств») стало более понятным меткое сравнение американскими критиками популярной молодежной комедии «Без понятия» с участием Алисии Силверстоун, новой культовой звездой юных, и именно этого романа Джейн Остин. В непосредственной экранизации «Эммы» главную роль исполнила тоже молодая актриса Гвинет Пэлтроу, чей внешний облик и складывающийся экранный имидж перекликаются в представлении молодежной аудитории с современным, буквально на глазах творимым мифом о блондинке-красотке типа куклы Барби. Она оказывается вовсе не дурочкой и даже не простенькой королевой школьного уровня, не лишена житейского ума и открытости чувств, умеет учиться на своих ошибках, более того — совершенствоваться в личностном плане.
Конечно, можно сказать, что американцы как раз по-американски прагматично воспринимают иронические романы «воспитания чувств», созданные Остин почти два века назад. Они стремятся к политкорректному избавлению от «основных инстинктов» и «первобытных страхов», поиску идеального баланса между здравым смыслом и чувствительностью. Заокеанская публика жаждет перевоспитания, и обращаясь к сочинениям Джейн Остин на матримониальные темы, словно хочет научиться разумно жениться и с толком жить.
Сергей Кудрявцев
В ролях: Гвинет Пэлтроу, Тони Колетт, Элан Каммингс, Грета Скакки (см. СКАККИ Грета), Юэн Магрегор, Джереми Нортам, Джульетт Стивенсон.
Режиссер Даглас Маграт.

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЭММА" в других словарях:

  • Эмма — эмма …   Русский орфографический словарь

  • Эмма — или Emma может значить: Содержание 1 В литературе 2 В кинематографе 3 …   Википедия

  • ЭММА — о, в японском буддизме популярное божество, властитель царства мёртвых (соответствует Яме). Попадающие в царство мёртвых грешники подвергаются там справедливому суду Э., который подытоживает все добрые и дурные деяния умершего и определяет меру… …   Энциклопедия мифологии

  • Эмма — ы, жен. Заимств.Производные: Эмка; Эмуня; Муня.Именины: 4 июня, 23 июля Словарь личных имён. ЭММА Приятная, миловидная, обаятельная, симпатичная. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • ЭММА-О — в японском буддизме повелитель дзигоку (ада). Его свита состояла из восемнадцати военачальников и тысяч воинов, а также демонов и стражников с лошадиными головами. Дзигоку разделен на восемь огненных и восемь ледяных адов. Считалось, что после… …   Энциклопедия мифологии

  • ЭММА — в японской мифологии бог правитель царства мертвых …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭММА — ЭММА, в японской мифологии бог правитель царства мертвых …   Энциклопедический словарь

  • эмма — сущ., кол во синонимов: 3 • астероид (579) • имя (1104) • эмилия (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Эмма-о — Суд Яньло вана Кагамибута нэцке с Ямой Яма  буддийское божество, распорядитель ада и определяющий судьбу умерших. Мир Ямы (Yāma, тиб. thab.bral) называется также «небесами без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от… …   Википедия

  • Эмма Уотсон — Emma Watson Имя при рождении: Эмма Шарлотта Дьюерре Уотсон Дата рождения: 15 апреля 1990 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»