- ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ
-
ЧЕРНЫЙ ФИЛЬМ, термин «черный фильм» или «фильм нуар» (франц. film noir) был введен французскими критиками для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов. Для него были характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антагонистом, относительная реалистичность действия, темное освещением сцен, как правило, ночных и значительная степень женоненавистничества. Несмотря на узкие рамки этой стилистики, «черный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах.
Одним из предшественников этого направления был детектив Д. Хьюстона «Мальтийский сокол (см. МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ)» (The Maltese Falcon, 1941), который ввел в американское кино тип жесткого, циничного героя и образ расчетливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «черных фильмов» — «Двойная страховка» (Double Indemnity, 1944, Б. Уайлдера (см. УАЙЛДЕР Билли) ). Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице, и был весьма жестким для того времени. Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставляли американцев посмотреть в лицо реальности.
«Черные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», Murder, My Sweet; 1944), Д. Хэмметт («Стеклянный ключ», The Glass Key; 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», The Postman Always Rings Twice; 1946), Э. Хэмингуэй («Убийцы», The Killers; 1946) и др. Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б» (см. КИНО КЛАССА «Б») , так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Автостоп», Detour; 1945) и Э. Дмитрик («Перекрестный огонь», Crossfire, 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтэуэя и др, приблизили Голливуд к реальной жизни.
В ряде случаев «черный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (Caught, 1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (A Double Life, 1948, Д. Кьюкора), «В уединенном месте» (In a Lonely Place, 1950, Н. Рей). Изредка стилистика «черного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (Pursued, 1947, Р. Уолша).
Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами более позднего периода («Печать зла», Touch of Evil, 1958, О. Уэллса (см. УЭЛЛС Орсон), «Блейд-раннер (см. БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ)», Blade Runner, 1982, Р. Скотт (см. СКОТТ Ридли)). Ее использовали французские режиссеры, такие, как Ф. Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа) («Стреляйте в пианиста», Tirez sur le pianiste, 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», Samourai, 1967), и др. Среди лучших современных образцов «черного фильма» в США — фильмы Д. Дала «Убей меня снова» (Kill Me Again, 1989), «К западу от Ред-Рока» (Red Rock West, 1992), «Последнее соблазнение» (The Last Seduction, 1993).
Петр Карцев
Энциклопедия кино. 2010.