- БРЕССОН Робер
-
БРЕССОН (Bresson) Робер (25 сентября 1907 — 22 декабря 1999), французский кинорежиссер, сценарист, один из мэтров «авторского» кино, направления в послевоенном европейском кинематографе.
Родился в Бромон-Лямот, детство провел в Оверни. Образование получил в Париже, профессионально занимался живописью. Первым опытом Брессона в области кинорежиссуры стала постановка среднеметражной эксцентрической ленты «Дела общественные» (Les affaires publiques, 1934), впоследствии утраченной. Во время Второй мировой войны попал в плен и был депортирован в Германию, где провел полтора года. Вернувшись на родину, еще при оккупации поставил первый полнометражный фильм «Ангелы греха» (Les anges du peche, 1943, Большая премия французского кино), конфликт которого — столкновение в стенах монастыря движимой чувством жертвенности и самоотречения молодой монахини-альтруистки и изверившейся во всем уличной женщины — сигнализировал о весьма нетрадиционном для мирового кинематографа круге интересов будущего мастера. Нравственно-этические коллизии лежали и в центре его следующей ленты «Дамы Булонского леса» (Les dames du bois de Boulogne, 1945) , представлявшей собой вольное осовремененное переосмысление мотивов философского романа Д. Дидро «Жак-фаталист». Тяготение к крепкой литературной основе — от средневековых французских романов до произведений Ф. Достоевского и Л. Толстого — отличает творчество Брессона на протяжении его дальнейшего пути в кинематографе, однако основу его изобразительного стиля характеризует демонстративный отказ от традиционных приемов экранной выразительности, в представлении художника связанной с «театром» как подражанием, имитацией действительности. Напротив, как свидетельствуют его «Заметки о кинематографе» (1975), задача «десятой музы» в понимании Брессона — выражение метафизических, сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное, опосредованное воплощение в видимом поведении людей. Художника-философа религиозной ориентации, его волнуют духовные драмы, переживаемые персонажами-страстотерпцами, открытие конечных истин существования в ходе трудного жизненного опыта.
Триумфом «авторского кинематографа» режиссера стал созданный на основе одноименного романа католического прозаика Ж. Бернаноса «Дневник сельского священника» (Le journal d"un cure de campagne, 1951, Большая премия французского кино, Гран-при МКФ в Венеции, 1951), отмеченный неуклонной верностью нравственно-этической задаче и крайним аскетизмом формы. Теми же чертами отмечен во многом автобиографический фильм «Приговоренный к смерти бежал»/«Дух веет, где хочет» (Un condamne a mort s"est echappe, 1956, по рассказу Андре Девиньи; приз за лучшую режиссуру на МКФ в Канне, 1957, премия Французской киноакадемии, 1957). В этом же ключе решены фильм «Карманник» (Pickpocket, 1959; премия Французской киноакадемии), пронизанный ассоциациями с творчеством Достоевского рассказ о молодом воришке, испытывающем внутреннее перерождение под влиянием любви к женщине, а также отмеченная библейской бесхитростностью притча об осле — немом свидетеле чуждого доброты и сострадания человеческого мира — «Наудачу, Бальтазар» (Au hasard, Balthazar, 1966; премия Ж. Мельеса). Эти ленты стали этапными в биографии Брессона-режиссера. В лучших фильмах этой поры — к ним относятся также «Процесс Жанны д"Арк» (Proces de Jeanne D"Arc, 1962; специальный приз жюри МКФ в Канне) и «Мушетта» (Mouchette, 1967, по повести Ж. Бернаноса; премия Ж. Мельеса) — тяжкие испытания, выпадающие на долю героев, их верность своему жребию обнаруживают не только христианско-религиозное звучание, в них, как и в «Бальтазаре», ощутимы ноты социального протеста. Обличение корыстолюбивого, лицемерного мира, чуждого всякой духовности, пронизывает снятую на исходе молодежного движения ленту «Вероятно, дьявол» (Le diable probablement, 1977; приз МКФ в Западном Берлине) и позднейшие ленты-экранизации Брессона — «Кроткая» (Une femme douce, 1969, по рассказу Ф. Достоевского; приз МКФ в Сан-Себастьяне), «Четыре ночи мечтателя» (Quatre nuits d"un reveur, 1971, по мотивам «Белых ночей» Ф. Достоевского; премия Британского киноинститута) и «Деньги» (L"argent, 1983, по повести Л. Толстого «Фальшивый купон»; Большая премия за творчество на МКФ в Канне). Характерно, что последняя лента Брессона, всегда высоко ценимого кинокритикой, но не раз встречавшего прохладных прием массовой аудитории, разделила награду Каннского МКФ с фильмом «Ностальгия» А. Тарковского, в 1972 году включившего две работы режиссера — «Дневник сельского священника» и «Мушетту» — в перечень десяти лучших фильмов, созданных на протяжении всей истории мирового киноискусства. В 1994 Брессон удостоен приза Европейской киноакадемии «Феликс» за творчество в целом. В 1980-е годы творческую эстафету Брессона своеобразно перенял М. Пиала, также обратившийся к прозе Ж. Бернаноса в фильме «Под солнцем Сатаны» (1987).
Николай Пальцев
1933 C"etait Un Musicien сценарист, диалог
1934 Дела общественные / Les Affaires Publiques режиссер, сценарист, монтажер, оператор
1936 Courrier Sud сценарист, экранизация
1936 Les Jumeaux De Brighton сценарист
1943 Les Anges Du Peche режиссер, сценарист
1945 Дамы Булонского леса / Les Dames Du Bois De Boulogne режиссер, сценарист, экранизация
1951 Le Journal D"un Cure De Campagne режиссер, сценарист
1956 Un Condamne А Mort S"est Echappe режиссер, сценарист, экранизация, диалог
1959 Карманник / Pickpocket режиссер, сценарист
1962 Proces De Jeanne D"arc режиссер, сценарист
1966 Balthazar / Au Hasard, Balthazar режиссер, сценарист
1967 Mouchette режиссер, сценарист
1969 Кроткая / Une Femme Douce (см. КРОТКАЯ (1969)) режиссер, сценарист
1971 Quatre Nuits D"un Riveur режиссер, сценарист
1973 Lancelot Du Lac режиссер, сценарист
1977 Le Diable Probablement режиссер, сценарист, диалог
1983 Деньги / L"argent (см. ДЕНЬГИ) режиссер, сценарист
1984 De Weg Naar Bresson исполнитель
Энциклопедия кино. 2010.