ХИЧКОК Альфред


ХИЧКОК Альфред

ХИЧКОК (Hitchcock) Альфред (13 августа 1899 — 29 апреля 1980), англо-американский режиссер и продюсер.
Родился в Лондоне в семье бакалейщика. Родители Хичкока были строгими католиками, и он получил образование в колледже св. Игнатия, содержавшемся иезуитами. Однажды в детстве за мелкий проступок отец отвел его в местный полицейский участок и попросил там на несколько часов запереть мальчика в камере. Впоследствие Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину; многие его фильмы играли на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием. После колледжа он поступил в Инженерно-штурманскую школу, где изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 работал в телеграфной компании, параллельно изучая живопись в Лондонском университете; вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом.
В 1920 ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии «Paramount»). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента «Номер 13» (Number 13/Mrs. Peabody) осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.
Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (The Pleasure Garden, 1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. Хичкок стремился к этому сознательно, и уже после первых нескольких работ был признан одним из ведущих мастеров английского кино, тогда только зарождавшегося. За еще одной англо-немецкой картиной «Горный орел» (The Mountain Eagle, 1926) последовала лента «Жилец» (The Lodger/The Case Of Jonathan Drew, 1926), в которой Хичкок впервые обратился к жанру триллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства. Мерцание неоновой вывески в начале задавало нервный ритм всему фильму; зрительно были переданы такие эффекты, как беспокойные шаги жильца, отдающиеся этажом ниже, в комнате хозяев дома. И приемы, и темы этой картины предвосхитили в миниатюре все дальнейшее творчество Хичкока. Это был также первый фильм, в котором он сам появился в крошечной роли — «камео», — как он появлялся впоследствие почти во всех своих картинах, обычно придумывая для этого забавные ситуации.
Из его дальнейших немых фильмов выделяется только спортивная драма «Ринг» (The Ring, 1927), снятая в той же энергичной манере, что и «Жилец». Первая звуковая лента Хичкока — «Шантаж» (Blackmail, 1929) — вначале снималась как немая; затем, когда в Америке было закуплено необходимое оборудование, решено было переснять часть сцен с синхронным звуком. Хичкок нашел ряд новаторских способов использования звука: так, для героини, случайно убившей человека ножом, в разговоре за завтраком слышно только одно слово — «.. нож.. нож...». Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе «Убийство» (Murder, 1930) и комедии «Пестро и странно» (Rich and Strange/East Of Shanghai; другой перевод «Богатые и странные», 1932), в которой впервые и с блеском проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка.
Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (The Man Who Knew Too Much, 1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта. Картина «39 ступенек» (The 39 Steps, 1935) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, принося в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования, но только выигрывая от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также огромным коммерческим успехом. Ленты «Секретный агент» (The Secret Agent, 1936, по рассказам Сомерсета Моэма) и «Саботаж» (Sabotage/A Woman Alone, 1937, по роману Джозефа Конрада «Секретный агент») были менее удачными в целом, но содержали немало стилистических находок и типично хичкоковских «ударных» эпизодов. Фильм «Молодой и невинный» (Young and Innocent, 1937) — романтический триллер, состоящий из одной длительной погони, — вновь вернул режиссера в его стихию, а картина «Леди исчезает» (The Lady Vanishes, 1938) стала безоговорочным шедевром и принесла Хичкоку премию Нью-йоркской гильдии кинокритиков за лучшую режиссуру. После неудачной костюмно-приключенческой ленты «Таверна "Ямайка"» (Jamaica Inn, 1939, по роману Дафны Дю Морье) он подписал контракт с Дэвидом О. Сэлзником и переехал работать в Голливуд.
Его первая американская картина, «Ребекка» (Rebecca, 1940, также по роману Дафны Дю Морье), была психологической драмой с элементами триллера и получила «Оскар» как лучший фильм года. Шпионский триллер «Иностранный корреспондент» (Foreign Correspondent, 1940) пострадал от слишком фрагментарного сюжета, но включал в себя ряд классических эпизодов. За романтической комедией «Мистер и миссис Смит» (Mr. and Mrs. Smith, 1941) последовали подряд несколько крупных удач, в том числе «Подозрение» (Suspicion, 1941) и «Саботажник» (Saboteur, 1942). В картине «Тень сомнения» (Shadow of a Doubt, 1943) Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряженного сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей; этот фильм он называл позднее своим любимым. Все действие фильма «Спасательная шлюпка» (Lifeboat, 1944, номинация за режиссуру) происходило, как и явствует из названия, в маленькой шлюпке, где находятся несколько пассажиров потопленного корабля; только Хичкок мог с изяществом превзойти технические ограничения столь тесного пространства.
Во время войны он снял также две пропагандистские ленты среднего метража для британского Министерства информации. Фильм «Завороженный» (Spellbound, 1945, номинация за режиссуру) был детективом с фрейдистской подоплекой, и сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали. После тонкой психологической драмы «Дурная слава» (Notorious, 1946) и неудачной ленты «Дело Парадина» (The Paradine Case, 1947) Хичкок поставил свою первую цветную картину, «Веревка» (Rope, 1948). Ее действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съемки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон пленки. Он повторил этот эксперимент менее удачно в провальной драме «Под знаком Козерога» (Under Capricorn, 1949), а после снятого в Лондоне затянутого детектива «Страх сцены» (Stage Fright, 1950) многие критики сочли, что Хичкок исчерпал себя. Он триумфально опроверг их одним из своих самых тонко выверенных фильмов, «Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train, 1951, сценарий по роману Патриции Хайсмит написал Рэймонд Чандлер).
Пятидесятые годы стали кульминацией его творчества, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер «Окно во двор» (Rear Window, 1954, номинация за режиссуру), все действие которого зритель видит через окно героя, наблюдающего за своими соседями; романтическую детективную комедию «Поймать вора» (To Catch a Thief, 1955), с яркими красками французской Ривьеры; черную комедию «Неприятности с Гарри» (The Trouble with Harry, 1955) о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа; комедийный триллер «К северу через северо-запад» (North by Northwest, 1959), являющийся почти энциклопедией хичкоковского стиля. Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствие рядом критиков лента «Головокружение» (Vertigo, 1958) была одной из самых индивидуальных работ Хичкока, но сильно пострадала из-за абсурдного сюжета и неубедительной игры актеров.
Единственный в его творчестве фильм ужаса, «Психоз» (Psycho, 1960, номинация за режиссуру), был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно. «Птицы» (The Birds, 1963, по рассказу Дафны Дю Морье) предвосхитили популярную в 70-е годы тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.
Поздними шедеврами Хичкока были недооцененные триллеры «Марни» (Marnie, 1964) и «Разорванный занавес» (Torn Curtain, 1966). В 50—60-е годы он продюсировал также телевизионные сериалы «Альфред Хичкок представляет» (Alfred Hitchcock Presents, 1955—62) и «Час Альфреда Хичкока» (The Alfred Hitchcock Hour, 1962—65). Его последний фильм, «Семейный заговор» (Family Plot), был снят в 1976. Несмотря на пять номинаций, Хичкок ни разу не выиграл премию киноакадемии в конкурсной борьбе, получив лишь почетный «Оскар» (1967) и премию Американского института кино за вклад в искусство (1979). В 1979, незадолго до смерти он получил орден Британской империи и рыцарский титул.
Петр Карцев
1920 THE CALL OF YOUTH титры внутри фильма
1920 THE GREAT DAY титры внутри фильма
1921 APPEARANCES титры внутри фильма
1921 THE BONNIE BRIER BUSH титры внутри фильма
1921 DANGEROUS LIES титры внутри фильма
1921 THE MYSTERY ROAD титры внутри фильма
1921 THE PRINCESS OF NEW YORK титры внутри фильма
1922 ALWAYS TELL YOUR WIFE сорежиссер
1922 LOVE"S BOOMERANG/PERPETUA титры внутри фильма
1922 THE MAN FROM HOME титры внутри фильма
1922 SPANISH JADE титры внутри фильма
1922 TELL YOUR CHILDREN титры внутри фильма
1922 THREE LIVE GHOSTS титры внутри фильма
1923 NUMBER THIRTEEN/MRS. PEABODY продюсер, режиссер
1923 THE WHITE SHADOW ассистент режиссера, соавтор сценария, монтажер, художник-постановщик
1923 WOMAN TO WOMAN ассистент режиссера, соавтор сценария, художник-постановщик
1924 THE PASSIONATE ADVENTURE ассистент режиссера, сценарий, художник-постановщик
1924 THE PRUDE"S FALL ассистент режиссера, сценарий, художник-постановщик
1925 THE BLACKGUARD ассистент режиссера, сценарий, художник-постановщик
1925 САД НАСЛАЖДЕНИЙ / THE PLEASURE GARDEN режиссер
1926 THE LODGER/THE CASE OF JONATHAN DREW режиссер, сценарист, камео
1926 ГОРНЫЙ ОРЕЛ / THE MOUNTAIN EAGLE режиссер
1927 DOWNHILL режиссер
1927 EASY VIRTUE режиссер
1927 РИНГ / THE RING режиссер, сценарист, сюжет
1928 CHAMPAGNE режиссер, сценарист, экранизация
1928 THE FARMER"S WIFE режиссер, сценарист
1929 ШАНТАЖ / BLACKMAIL режиссер, сценарист, экранизация, камео
1929 THE MANXMAN режиссер
1930 ELSTREE CALLING сорежиссер
1930 JUNO AND THE PAYCOCK режиссер, экранизация
1930 MURDER! режиссер, сценарист, экранизация, камео
1931 MARY режиссер
1931 THE SKIN GAME режиссер, сценарист, экранизация
1932 NUMBER SEVENTEEN режиссер, соавтор сценария
1932 RICH AND STRANGE/EAST OF SHANGHAI режиссер, экранизация
1933 STRAUSS"S GREAT WALTZ/WALTZES FROM VIENNA режиссер
1934 ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СЛИШКОМ МНОГО ЗНАЛ / THE MAN WHO KNEW TOO MUCH режиссер
1935 39 СТУПЕНЕК / THE 39 STEPS режиссер, камео
1936 SECRET AGENT режиссер
1937 SABOTAGE/A WOMAN ALONE режиссер
1937 МОЛОДОЙ И НЕВИННЫЙ / YOUNG AND INNOCENT режиссер, исполнитель
1938 THE LADY VANISHES режиссер, камео
1939 JAMAICA INN режиссер
1940 ИНОСТРАННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ / FOREIGN CORRESPONDENT режиссер, исполнитель
1940 REBECCA режиссер, исполнитель
1941 MR. & MRS. SMITH режиссер, камео
1941 ПОДОЗРЕНИЕ / SUSPICION режиссер
1942 САБОТАЖНИК / SABOTEUR режиссер, исполнитель
1943 ТЕНЬ СОМНЕНИЯ / SHADOW OF A DOUBT режиссер, камео
1944 ADVENTURE MALGACHE режиссер
1944 BON VOYAGE режиссер
1944 LIFEBOAT режиссер, исполнитель
1945 SPELLBOUND режиссер, исполнитель
1946 ДУРНАЯ СЛАВА / NOTORIOUS продюсер, режиссер, камео
1947 ДЕЛО ПАРАДИНА / THE PARADINE CASE режиссер, исполнитель
1948 ВЕРЕВКА / ROPE продюсер, режиссер, камео
1949 ПОД ЗНАКОМ КОЗЕРОГА / UNDER CAPRICORN продюсер, режиссер, камео
1950 СТРАХ СЦЕНЫ / STAGE FRIGHT продюсер, режиссер, исполнитель
1951 НЕЗНАКОМЦЫ В ПОЕЗДЕ / STRANGERS ON A TRAIN продюсер, режиссер, исполнитель
1953 I CONFESS продюсер, режиссер, камео
1954 DIAL M FOR MURDER продюсер, режиссер, исполнитель
1954 REAR WINDOW продюсер, режиссер, исполнитель
1955 ПОЙМАТЬ ВОРА / TO CATCH A THIEF продюсер, режиссер, исполнитель
1955 НЕПРИЯТНОСТИ С ГАРРИ / THE TROUBLE WITH HARRY продюсер, режиссер, камео
1956 THE MAN WHO KNEW TOO MUCH продюсер, режиссер, камео
1957 НЕ ТОТ ЧЕЛОВЕК / THE WRONG MAN продюсер, режиссер, камео
1958 ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ / VERTIGO продюсер, режиссер, камео
1959 К СЕВЕРУ ЧЕРЕЗ СЕВЕРО-ЗАПАД / NORTH BY NORTHWEST продюсер, режиссер, исполнитель
1960 ПСИХОЗ / PSYCHO продюсер, режиссер, исполнитель
1963 ПТИЦЫ / THE BIRDS продюсер, режиссер, исполнитель
1964 МАРНИ / MARNIE продюсер, режиссер, камео
1966 РАЗОРВАННЫЙ ЗАНАВЕС / TORN CURTAIN продюсер, режиссер, исполнитель
1969 TOPAZ продюсер, режиссер, исполнитель
1972 ИССТУПЛЕНИЕ / FRENZY продюсер, режиссер, камео
1976 СЕМЕЙНЫЙ ЗАГОВОР / FAMILY PLOT продюсер, режиссер, камео

Энциклопедия кино. 2010.

Смотреть что такое "ХИЧКОК Альфред" в других словарях:

  • Хичкок, Альфред — Альфред Хичкок Alfred Hitchcock …   Википедия

  • ХИЧКОК Альфред — ХИЧКОК (Hitchcock) Альфред (1899 1980), англо американский кинорежиссер. Фильмы: «Шантаж» (1929), «Веревка» (1948), «Психоз» (1960), «Птицы» (1963), «Исступление» (1971) и др. Для творческой манеры характерны пристрастие к острым детективным… …   Энциклопедический словарь

  • Хичкок Альфред — Альфред Хичкок Alfred Hitchcock Дата рождения: 13 августа 1899 Место рождения: Лондон, Англия …   Википедия

  • Хичкок, Альфред — (Hitchcock, Alfred)    Английский и американский режиссер, сценарист, художник, продюсер. Родился 13 августа 1899 года в Лондоне, умер 24 апреля 1980 г. в Лос Анджелесе. Окончил Католический колледж св. Игнатия, Школу инженерного дела и навигации …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Хичкок Альфред Джозеф — Альфред Хичкок Alfred Hitchcock Дата рождения: 13 августа 1899 Место рождения: Лондон, Англия …   Википедия

  • Хичкок, Альфред Джозеф — Альфред Хичкок Alfred Hitchcock Дата рождения: 13 августа 1899 Место рождения: Лондон, Англия …   Википедия

  • Хичкок — Хичкок, Альфред Альфред Хичкок Alfred Hitchcock Дата рождения: 13 августа …   Википедия

  • Хичкок (значения) — Хичкок (англ. Hitchcock): Фамилия Хичкок  английская фамилия. Известные носители: Хичкок, Альфред (1899 1980)  британский кинорежиссёр. Хичкок, Патриция (род. 1928)  англо американская актриса, единственная дочь Альфреда… …   Википедия

  • Хичкок А. — Альфред Хичкок Alfred Hitchcock Дата рождения: 13 августа 1899 Место рождения: Лондон, Англия …   Википедия

  • Альфред Хичкок представляет (телесериал — Альфред Хичкок представляет (телесериал, 1985) У этого термина существуют и другие значения, см. Альфред Хичкок представляет. Альфред Хичкок представляет Alfred Hitchcock Presents Жанр триллер детектив Продюсер Джон Слэн Майкл Слоун Роберт Де… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ХИЧКОК Альфред» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.