ФИЛЬМЫ УЖАСОВ

ФИЛЬМЫ УЖАСОВ

ФИЛЬМЫ УЖАСОВ (англ. horror film), элементы фантасмагории и кошмара появились уже в самом начале века в фильмах Ж. Мельеса (см. МЕЛЬЕС Жорж). Расцвет жанра произошел в Германии, где было положено начало многим популярным в будущем темам. «Пражский студент» (Der Student von Prag, 1913) был одной из первых лент на тему двойничества, «Голем» (Der Golem, 1915) повествовал о средневековой легенде об оживающем глиняном великане. Субъективное искажение реальности в работах немецкого киноэкспрессионизма закономерно вызвало обращение к гиньолю: в «Кабинете доктора Калигари (см. КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ)» (Das Kabinett des Dr. Caligari; 1920) появился безумный убийца, а в ленте «Носферату, симфония ужаса (см. НОСФЕРАТУ СИМФОНИЯ УЖАСА) » (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1921, Ф. В. Мурнау) впервые был использован сюжет «Дракулы» Б. Стокера.
В Голливуде в немой период жанр связан прежде всего с именами актера Л. Чени, мастера грима и перевоплощения, и режиссера Т. Браунинга. С приходом звука в кино студия «Юниверсал» выпустила фильмы «Дракула (см. ДРАКУЛА)» (Dracula, 1931) Браунинга и «Франкенштейн» (Frankenstein, 1931) Дж. Уэйла (см. УЭЙЛ Джеймс). В первом главную роль сыграл Бела Лугоши (см. ЛУГОШИ Бела), во втором — Борис Карлофф (см. КАРЛОФ Борис). За обоими актерами навсегда закрепилось амплуа чудовищ и убийц, а ленты вызвали серию продолжений так же, как «Мумия» (The Mummy, 1932) К. Фройнда, и «Человек-невидимка» (The Invisible Man, 1933) Уэйла. Сиквелы порой не уступали оригиналам или превосходили их («Невеста Франкенштейна», The Bride of Frankenstein; 1935, Уэйла). В 1932 Ф. Марч сыграл доктора Джекилла и мистера Хайда в одноименном (см. ДОКТОР ДЖЕКИЛ И МИСТЕР ХАЙД) фильме Р. Мамуляна (Dr. Jekyll and Mr. Hyde), остающемся лучшей экранизацией повести Р. Л. Стивенсона. В тот же год фильм В. Гальперина «Белый зомби» (White Zombie) предвосхитил поэтичный подход к жанру продюсера В. Лютона, снявшего в 40-е годы девять картин на студии «RKO». Лютон полагался не на шоковые эффекты, а на пронизывавшую фильм атмосферу страха. Внимание к деталям, великолепные операторские и режиссерские работы поднимают эти ленты на вершину жанра: «Кошачье племя» (Cat People, 1942), «Я шла рядом с зомби» (I Walked With a Zombie, 1943) и др. Лучшим режиссером группы Лютона был Ж. Турнер, который позднее использовал ту же стилистику в фильме «Ночь демона» (Night of the Demon, Англия, 1958). Картина о привидениях «Незваные» (The Uninvited, 1944) — один из последних классических фильмов ужаса «золотого века» Голливуда. В 50-е годы жанр уступил место научной фантастике, использовавшей его элементы, в том числе в таких удачных картинах, как «Нечто» (The Thing, 1951) и «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers, 1955). Звездой малобюджетных фильмов ужаса стал В. Прайс, часто в ролях безумных ученых. К концу десятилетия в Англии студия «Хаммер» наладила поточный выпуск картин этого жанра, среди которых появилось несколько достойных работ: «Няня» (The Nanny, 1965), «Рептилия» (Reptile, 1966) и др. Во Франции Жорж Франжю снял лирический фильм ужаса «Глаза без лица» (Les yeux sans visage, 1959). Две картины 1960 положили начало современному жанру фильмов о маньяках (slasher movie): «Подглядывающий» (Peeping Tom, Великобритания, М. Пауэлла) и «Психоз (см. ПСИХОЗ)» (Psycho, США, А. Хичкока). Хичкок снял также один из первых фильмов о противостоянии людей враждебным и загадочным силам природы — «Птицы (см. ПТИЦЫ)» (The Birds, 1963). Фильм Дж. Клейтона «Невинные» (The Innocents, Великобритания, 1961) был стильной переработкой повести Г. Джеймса «Поворот винта». В начале 60-х годов в США Р. Кормен (см. КОРМЕН Роджер) снял серию лент по рассказам Э. По, отличавшихся яркостью образов, выверенной стилистикой, но небрежным отношением к оригиналам. В это же время появились лучшие образцы жанра в Японии, основаные на легендах о привидениях: «Кайдан» Масаки Кобаяси, «Чертова баба» Кането Синдо (оба 1964), «Черные кошки в бамбуковых зарослях» Синдо (1968).
В 70-е годы жанр подвергся философскому и метафизическому переосмыслению: «Валерия и ее неделя чудес» (Valerie a tyden divu; Чехословакия, 1970) Яромила Иреша; «А теперь не смотри» (Don"t Look Now; Великобритания, 1973) Н. Роега. В Италии Д. Ардженто, идя по стопам своего предшественника М. Бава, соединил в своих лучших фильмах крайнюю жестокость со сказочной нереальностью происходящего: «Вздохи» (Suspiria, 1977) и «Феномены» (Phenomena, 1985). Канадец Д. Кроненберг внес в жанр притчевые элементы и моральное измерение: «Дрожь» (Shivers, 1975), «Видеодром» (Videodrome, 1982) и др. В США Дж. Карпентер снял ряд лент, выделяющихся из коммерческого потока, в том числе «Канун Дня всех святых» (Halloween, 1978). Популярные в 80-е годы сериалы — «Кошмар на улице Вязов» (Nightmare on Elm Street), «Пятница, 13-е» (Friday the 13th) и др. — не добавили к жанру ничего нового, кроме кровавых спецэффектов. Среди лучших образцов жанра 90-х годов — фильмы «Зеркальная кожа» (Reflecting Skin, 1990) Ф. Ридли и «Семь» (Seven, 1995) Д. Финчера.
Петр Карцев

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ФИЛЬМЫ УЖАСОВ" в других словарях:

  • Фильмы ужасов — Обложка DVD с изображением персонажей классических фильмов ужасов, созданных Universal Pictures: Эльза Ланчестер из «Невесты Франкенштейна» (1935), Клод Рейнс из «Человека невидимки» (1933), Бела Лугоши из «Дракулы» (1931), Клод Рейнс из… …   Википедия

  • 'Фильмы ужасов' — • ФИ ЛЬМЫ У ЖАСОВ     ФИЛЬМЫ УЖАСОВ , тематически обширный и разнообразный круг произв. бурж. кинематографа, изображающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с установкой на то, чтобы вызвать у зрителей чувство страха. В зап.… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Комедийные фильмы ужасов и триллеры (список) — Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/10 сентября 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования… …   Википедия

  • Фильмы о вампирах — Фильмы о вампирах  первоначально жанр фильмов ужасов, где в качестве основной враждебной людям стороны фигурировали бессмертные существа, которые нуждаются в чужой крови. Однако со времени появились фантастические фильмы, боевики, триллеры,… …   Википедия

  • Фильмы про байкеров — Байкеры в кинематографе  совокупность фильмов (англ. outlaw biker films, biker movies), в которых основную, ключевую или важную для сюжета роль играют байкеры; поджанр эксплутационного кино, демонстрирующее мото и байкерское движение как элементы …   Википедия

  • 'Фильмы катастроф' — • ФИ ЛЬМЫ КАТАСТРО Ф     ФИЛЬМЫ КАТАСТРОФ , разновидность постановочных ф., возникшая в США в 70 е гг., тематика к рых масштабное изображение бедствий, постигших отдельные группы людей ( Приключение Посейдона , 1972, реж. Р. Ним; Аэропорт 75 ,… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Фильм ужасов — Обложка DVD с изображением персонажей классических фильмов ужасов, созданных Universal Pictures: Эльза Ланчестер из «Невесты Франкенштейна» (1935), Клод Рейнс из «Человека невидимки» (1933), Б …   Википедия

  • Калейдоскоп ужасов (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Калейдоскоп ужасов. Калейдоскоп ужасов Creepshow …   Википедия

  • Классическая серия фильмов ужасов студии Universal — Классическая серия фильмов ужасов студии Universal, называемые также «Монстры Universal» это несколько фильмов ужасов, которые были сняты в 1930 1950 х годах и оказали значительное влияние на развитие жанрового кинематографа. Содержание 1 История …   Википедия

  • Калейдоскоп ужасов 3 — Creepshow III Жанр фильм ужасов Ре …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»