- ФИЛЕР
-
«ФИЛЕР», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1987, цв., 83 мин.
Психологический триллер.
В «Филере» режиссера Романа Балаяна занимает самосознание русского интеллигента на фоне исторического излома (время действия 1916 год). Чарующая неоднозначность сюжета, скреплявшая в прежних фильмах режиссера трудно согласуемые порывы его героя и его же «неделимую цельность», подменилась вдруг мелодраматизмом. А сохранившийся лопнувший «звук» балаяновского кино редуцировался до четырех нот — слабого отголоска темы судьбы его одиночек.
Начав с насыщенной, но драматургически исчерпанной экспозиции, режиссер — в отличие от своих прежних фильмов — впадает в несвойственную ему иллюстративность, в жесткую причинно-следственную обусловленность поведения героя. Отказ от действенного развития внутренних противоречий героя (О. Янковский), привел к ощущению статичности картины, несмотря на разнообразие динамичных фабульных линий. Сюжет «Филера» — сомнения интеллигента, гимназического учителя, вынужденного — по жалким семейным обстоятельствам — стать соглядатаем, доносчиком и застрелившегося как предатель. Треть фильма ведется целенаправленная, хотя бесстрастная, психологическая игра с заранее предвосхищенным результатом.
В предыдущем фильме Балаяна «Храни мՐݑϬ мой талисман» за героем Янковского, воркующего со своей молодой женой, следил некий искуситель с пустыми глазами, ставший филером от скуки. Его игривое вторжение в чужую жизнь воспринималось как подлость, которая безнаказанной остаться не должна. В «Филере» герой Балаяна судит себя сам. Медленно, почти торжественно, движется толпа с безногими калеками в первых рядах под бередящую раны музыку Бизе. Эта тягучая мелодия — аккомпанемент побочной — сокровенной — темы фильма. Запыхавшийся герой прислоняется к стене дома, в окне у патефона рыжеволосая девочка. А рядом — через стекло — надломленный, теряющий себя, свою дочку, свою жизнь человек. В этом кадре — балаяновская тоска по лучшей жизни.
В ролях: Олег Янковский (см. ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович), Александр Вокач (см. ВОКАЧ Александр Андреевич), Елена Сафонова (см. САФОНОВА Елена Всеволодовна), Александр Збруев (см. ЗБРУЕВ Александр Викторович), Наталья Корецкая, Алексей Горбунов (см. ГОРБУНОВ Алексей Сергеевич), Ольга Остроумова (см. ОСТРОУМОВА Ольга Михайловна), Филипп Янковский (см. ЯНКОВСКИЙ Филипп Олегович), Александр Абдулов (см. АБДУЛОВ Александр Гаврилович), Игорь Гневашев (см. ГНЕВАШЕВ Игорь Иванович), Любовь Руднева (см. РУДНЕВА Любовь), Богдан Бенюк (см. БЕНЮК Богдан Михайлович), Евгений Сумин (см. СУМИН Евгений), Оля Гукова.
Режиссер: Роман Балаян (см. БАЛАЯН Роман Гургенович).
Авторы сценария: Рустам Ибрагимбеков (см. ИБРАГИМБЕКОВ Рустам Мамед Ибрагим оглы), Роман Балаян (см. БАЛАЯН Роман Гургенович).
Операторы: Василий Трушковский (см. ТРУШКОВСКИЙ Василий Тимофеевич), Богдан Вержбицкий (см. ВЕРЖБИЦКИЙ Богдан Владимирович).
Художники-постановщики: Оксана Медведь, Сергей Хотимский (см. ХОТИМСКИЙ Сергей Яковлевич).
Используемая музыка: Жорж Бизе.
Звукорежиссер: Виктор Брюнчугин (см. БРЮНЧУГИН Виктор Евгеньевич).
Монтаж: Елена Лукашенко.
Приз за лучшее исполнение мужской роли (О.Янковский) ex aequo МКФ в Вальядолиде-88 (Испания).
Энциклопедия кино. 2010.