- АДОМАЙТИС Регимантас
-
АДОМАЙТИС Регимантас Войтек (р. 31 января 1937, Шауляй, Литва), литовский актер, народный артист СССР (1985).
Окончил физико-математический факультет Вильнюсского университета (1959), затем — актерский факультет Литовской консерватории (1962). В 1962—1968 — актер Каунасского драматического театра, с 1968 — театра драмы в Вильнюсе. Известность к Адомайтису пришла после фильма Витаутаса Жалакявичуса «Никто не хотел умирать» (1965), где он играл анархиста и бунтаря Донатаса, жаждущего мести и рвущегося в бой, не разбирая дороги и не задумываясь о тактике. Казалось бы, смелый, храбрый человек. Но не зря Донатас в течение всего фильма является лишним элементом, пятым колесом в телеге. Когда он погибает, зритель не испытывает чувства жалости. Ибо главная тема фильма Жалакявичюса — нет в мире виноватых, и побеждает не тот, кто прав или смел, а тот, кто угадал код движения истории. У героя Адомайтиса правды не было — была энергия, и некуда было девать свою душевную пустоту.
Почти такой же образ Адомайтис играет и в своей следующей ленте «Восточный коридор» (1966), поставленной режиссером В. Виноградовым. Это история человека, живущего в оккупированном мире, где реальность постепенно становится ирреальной — в мире смещенных координат становится непонятно, кто друг, кто враг, кто подпольщик, кто предатель. Партизан Иван в исполнении Адомайтиса — символ этого мира. В начале фильма его невеста получает приказ от командира партизанского отряда зарубить Ивана топором, потому что он «гад». Казнь не состоится — Ивану удастся оправдаться перед ней. Далее он будет в одиночку пытаться отстоять свое доброе имя, очертя голову, бросаться взрывать, убивать, совершать диверсии. И конец его будет закономерен — он погибнет, ибо действия его потеряют всякий смысл.
В этих фильмах обозначилась главная тема Регимантаса Адомайтиса — несовпадение внешнего и внутреннего в его героях. И внешнее в его героях превалирует над внутренним и разрушает его. Таковы бесшабашный весельчак, шофер Бронюс из «Игр взрослых людей» или Эдмонд из «Короля Лира», Каспарас из «Чувств» или коммерсант Трапс из «Аварии».
Постепенно Адомайтис стал одним из самых именитых литовских актеров, много снимался на разных киностудиях СССР. За ним закрепилось амплуа «хорошего, надежного мужика». Даже играя отрицательные роли, Адомайтис казался положительным, добрым человеком. Но пустота, которая являлась обьектом художественного исследования в первых фильмах, осталась неотьемлемой частью его новых ролей.
1963 — Хроника одного дня (см. ХРОНИКА ОДНОГО ДНЯ)
1965 — Никто не хотел умирать (см. НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ)
1966 — Восточный коридор (см. ВОСТОЧНЫЙ КОРИДОР)
1967 — Игры взрослых людей (см. ИГРА ПЕРВАЯ)
1967 — Сергей Лазо (см. СЕРГЕЙ ЛАЗО)
1968 — Чувства (см. ЧУВСТВА)
1970 — Король Лир (см. КОРОЛЬ ЛИР)
1971 — Камень на камень (см. КАМЕНЬ НА КАМЕНЬ)
1972 — Это сладкое слово — свобода (см. ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО — СВОБОДА!)
1974 — Авария (см. АВАРИЯ (1974))
1974 — Чертова невеста (см. ЧЕРТОВА НЕВЕСТА)
1976 — Потерянный кров (см. ПОТЕРЯННЫЙ КРОВ)
1977 — Враги (см. ВРАГИ (1977))
1977 — Юлия Вревская (см. ЮЛИЯ ВРЕВСКАЯ)
1978 — Кентавры (см. КЕНТАВРЫ)
1978 — Лицо на мишени (см. ЛИЦО НА МИШЕНИ)
1979 — Антарктическая повесть (см. АНТАРКТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ)
1979 — Полоска нескошенных диких цветов (см. ПОЛОСКА НЕСКОШЕННЫХ ДИКИХ ЦВЕТОВ)
1980 — Жизнь прекрасна (см. ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА (1980))
1980 — Из жизни отдыхающих (см. ИЗ ЖИЗНИ ОТДЫХАЮЩИХ)
1980 — Факт (см. ФАКТ)
1981 — Американская трагедия (см. АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ)
1982 — Извините, пожалуйста (см. ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)
1982 — Медовый месяц в Америке (см. МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ В АМЕРИКЕ)
1982 — Трест, который лопнул (см. ТРЕСТ, КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ)
1983 — Богач, бедняк (см. БОГАЧ, БЕДНЯК)
1983 — Зеленый фургон (см. ЗЕЛЕНЫЙ ФУРГОН (1983))
1983 — Мираж (см. МИРАЖ (1983))
1983 — Полет через атлантический океан (см. ПОЛЕТ ЧЕРЕЗ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН)
1984 — И прекрасный миг победы (см. И ПРЕКРАСНЫЙ МИГ ПОБЕДЫ)
1984 — Идущий следом (см. ИДУЩИЙ СЛЕДОМ)
1985 — Матвеева радость (см. МАТВЕЕВА РАДОСТЬ)
1986 — Досье человека в «Мерседесе» (см. ДОСЬЕ ЧЕЛОВЕКА В «МЕРСЕДЕСЕ»)
1986 — Карусель на базарной площади (см. КАРУСЕЛЬ НА БАЗАРНОЙ ПЛОЩАДИ)
1986 — Следы оборотня (см. СЛЕДЫ ОБОРОТНЯ)
1989 — Трудно быть богом (см. ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ)
1990 — Айтварас (см. АЙТВАРАС)
1992 — Градус черной луны (см. ГРАДУС ЧЕРНОЙ ЛУНЫ)
1993 — Ангелы смерти (см. АНГЕЛЫ СМЕРТИ)
1993 — Раскол (см. РАСКОЛ)
1993 — Ты есть (см. ТЫ ЕСТЬ)
1995 — Будем жить (см. БУДЕМ ЖИТЬ)
1995 — Волчья кровь (см. ВОЛЧЬЯ КРОВЬ)
1995 — Пейзаж с тремя купальщицами (см. ПЕЙЗАЖ С ТРЕМЯ КУПАЛЬЩИЦАМИ)
1996 — Анна (см. АННА (Швеция))
1996 — Мужчина для молодой женщины (см. МУЖЧИНА ДЛЯ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ (1996))
1997 — На пороге (см. НА ПОРОГЕ (1997))
1999 — Мужчины (см. МУЖЧИНЫ (1999))
Энциклопедия кино. 2010.