ФЕЕРИЯ


ФЕЕРИЯ

ФЕЕРИЯ В КИНО (фэнтэзи), жанр кинофеерии связан прежде всего с именем одного из родоначальников кинематографа — французом Ж. Мельесом (см. МЕЛЬЕС Жорж), придумавшим или случайно открывшим многие основные трюки в кино. Элементы феерии или волшебного преображения на экране, конечно же, чаще всего использовались в киносказках. Однако и такие режиссеры, как Р. Клер (см. КЛЕР Рене) («Воображаемое путешествие», 1925; «Красота дьявола», 1949) или Ф. Капра (см. КАПРА Френк) («Потерянный горизонт», 1937; «Жизнь прекрасна», 1946) применяли фантазийные мотивы в своих фильмах.
Но подлинным расцветом феерического (или легкого фантастического) кинематографа следует считать эпоху суперзрелищного кино, начавшуюся с того момента, когда в 1977 на экраны вышла картина «Звездные войны (см. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ-4) » Дж. Лукаса, как и ее продолжения «Империя наносит ответный удар» (1980) Э. Кершнера и «Возвращение Джедая» (1983) Р. Маркуэнда, все они являются настоящими фантастическими лентами сказочно-комиксового плана, представляющими собой увлекательное зрелище для семейного просмотра, для зрителей любого интеллектуального уровня. Каждый найдет в этих картинах свое, наиболее ему интересное. Детей радует сама сказка, подростков и молодежь привлекает фантастика, техника высочайшего разряда, замечательные специальные эффекты. Если же искать главную причину сверхудачи Лукаса, придумавшего весь сериал (а фильмы находятся в первой «десятке» самых кассовых фильмов в истории американского кино), то она заключена в верно найденной манере рассказа. Дж. Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную «звездную фантазию».
Другие фантастические феерии тоже близки к стилистике комикса (см. КОМИКСЫ В КИНО) (в первую очередь, все экранизации популярных комиксов — «Супермен (см. СУПЕРМЕН (1978))» Р. Доннера, 1978; «Супермен II», 1980, и «Супермен III», 1981, оба — Р. Лестера, «Супермен IV: Битва за мир» С. Дж. Фьюри, 1986; «Флэш Гордон» М. Ходжеса, 1980; «Бэтмен» Л. Мартинсона, 1966; одноименная версия Т. Бертона, 1988, за ней последовало еще три продолжения — «Бэтмен возвращается» самого Бертона, 1992, а также «Бэтмен навсегда», 1995, и «Бэтмен и Робин», 1997 — оба Дж. Шумахера). Если первый вариант «Бэтмена» в 60-е годы был более сказочным, предназначенным для детей, то в версиях Т. Бертона очевиднее проглядывает конструкция авантюрных романов «плаща и шпаги» с благородными мстителями-защитниками справедливости и красивыми девушками, достающимися им в награду. Конечно, не обошлось без суперзрелищных спецэффектов, фантастических трюков, новинок технической мысли.
К фантастическим феериям можно отнести известный киносериал «Звездный путь», созданный на основе популярного в 60-е годы телесериала (первым в цикле был «Звездный путь — фильм» Р. Уайза, 1979; последним, седьмым по счету пока является «Звездный путь — Следующее поколение» Д. Карсона, 1994). Множество лент сделано в подражание «Звездным войнам» («Битва за пределами звезд» Дж. Т. Мураками, 1980; «Ледовые пираты» С. Рэффилла, 1984; провалившийся в прокате «колосс» за 47 млн. долларов «Дюна (см. ДЮНА)» Д. Линча (см. ЛИНЧ Девид), 1984, и др.). Самой кассовой американской картиной (до повторного выпуска в 1997 году «Звездных войн») оставалась фантастическая сказка «Е. Т., Инопланетянин (см. ИНОПЛАНЕТЯНИН)» (1982) С. Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) — добрый, милый рассказ о том, как дети преодолевают первоначальную неприязнь к инопланетному существу и проникаются сочувствием к пришельцу, пытаются ему помочь.
Громадным успехом пользовался и его сериал об Индиане Джонсе — «Искатели потерянного ковчега (см. ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА)» (1981), «Индиана Джонс и храм рока (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ)» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД)» (1989). Это приключенческие фильмы с элементами фантастики, с оригинальными визуальными эффектами, потрясающими трюками. Не случайно Дж. Лукас (см. ЛУКАС Джордж) , первым опробировавший в «Звездных войнах» стиль суперзрелищной феерии, выступает здесь как автор сюжета и продюсер. Стилизуя картины под комиксы 30—40-х годов, разбрасывая различные иронические цитаты, остроумно переосмысляя сюжетные мотивы, культурные стереотипы, сказочно-мифологические конструкции странствия героев по свету, Спилберг наряду с увлекательным зрелищем придумывает тонкую, интеллектуальную пародию. Его стиль постмодернистской, элитарно-массовой фантазии близок к совершенству.
Фильмы, созданные в подражание сериалу об Индиане Джонсе, чаще лишены элементов фантастики, остаются чисто приключенческими («Копи царя Соломона» Дж. Ли Томпсона, 1985; «Аллан Куотермейн и потерянный город» Г. Нелсона, 1986; «Жемчужина Нила» Л. Тига, 1985, «Осьминожка» Дж. Глена, 1983, — теперь уже «бондиана» заимствует что-то у Спилберга, а ранее в «Мунрейкере» того же Глена можно было обнаружить влияние «Звездной трилогии» Лукаса). Но в некоторых сагах в стиле рыцарских романов, особенно в двух картинах Р. Флейшера с участием популярного актера А. Шварценеггера — «Конан, разрушитель» (1984) и «Рыжая Соня» (1985) — используются также и необычные спецэффекты в духе Спилберга.
Влияние кинематографа Лукаса и Спилберга ощутимо в целом ряде других лент — современных «фанастических феерий» с трюками, например, в фильме «Большой переполох в Малом Китае» (1986) Дж. Карпентера, «Горец (см. ГОРЕЦ) » (1986) Р. Малкэи и даже в картинах о ниндзях («Ниндзя III — Господство» С. Ферстенберга, 1985). Впрочем, можно вспомнить, что американские критики не без основания считают: на ленты двух лидеров суперзрелищного кино оказали громадное воздействие «самурайские фильмы» А. Куросавы. В частности, сериал «Звездные войны» имеет перекличку с его картиной «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). А теперь все восточные мифы и легенды заново усваиваются в преломленном виде, в американизированном варианте, в форме высокотехнических «игр для любого возраста». Знаменательно, что и экранизации компьютерных игр («Супербратья Марио» Р. Мортона и А. Джэнкел, 1993; «Уличный боец» С. Де Соузы, 1994; «Смертельный бой» П. Андерсона, 1995; «Лара Крофт: разрушительница гробниц», 2001) тоже оказываются близки к эстетике фееерий и кинокомиксов.

Энциклопедия кино. 2010.

Синонимы:

Смотреть что такое "ФЕЕРИЯ" в других словарях:

  • ФЕЕРИЯ — (фр., этим. см. фея). Театральная пьеса, с фантастическим содержанием, в которой фигурируют феи, духи и др. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФЕЕРИЯ [фр. feerie < fee фея] пышное представление с… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФЕЕРИЯ — ФЕЕРИЯ, феерии, жен. (франц. faerie от fee фея). Театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную постановку с разнообразными сценическими эффектами; постановка такой пьесы (театр.). Балет феерия. «Танцевала перед… …   Толковый словарь Ушакова

  • феерия — сказочное зрелище, представление, волшебное зрелище, фантасмагория Словарь русских синонимов. феерия волшебное (или сказочное) зрелище; фантасмагория (книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… …   Словарь синонимов

  • феерия — и, ж. féerie f. 1. Театральное или цирковое представление фантастического, сказочного содержания, с использованием сценических эффектов. БАС 1. Быть за границей и не заехать в Париж? Но в каком они нынче трико женщин в феериях выводят ну, просто …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • феерия — (не рекомендуется феерия) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ФЕЕРИЯ — (франц. feerie от fee фея, волшебница),..1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в2)] Цирковое представление с использованием различных эффектов …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФЕЕРИЯ — [«ее» произносится как один полудолгий слог ], и, жен. 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами (спец.). 2. перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Ф. зимнего… …   Толковый словарь Ожегова

  • Феерия — (фр. feerie < fee – фея, волшебница) 1) жанр театральных спектаклей, в которых изображаются фантастические происшествия, применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в ХVII в.; 2) цирковое представление с использованием различных эффектов.… …   Энциклопедия культурологии

  • Феерия — (фр. féerie, от fée  фея, волшебница). В литературе  использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста. К примеру, повесть феерия Александра Грина «Алые паруса». В сценическом искусстве … …   Википедия

  • феерия — и; ж. [франц. féerie] 1. Жанр театральных представлений обычно фантастического содержания, основанный на применении постановочных эффектов, а также жанр цирковых представлений с использованием разнообразных и сложных трюков. Театр подготовил… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ФЕЕРИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.