- ТОТ, КТО НЕЖНЕЕ
-
«ТОТ, КТО НЕЖНЕЕ», Россия-Казахстан, Казахфильм/Казахинфильм/Казахкино/Фора-фильм/РОСКОМКИНО, 1996, цв., 92 мин.
Иронический истерн.
Мнения зрителей разделились, в том числе и по поводу того, кого же из трех претендентов на руку и сердце предпочла симпатичная девушка Алена, которая стала обладательницей старинного клада из золотых монет, спрятанного в горах Казахстана еще в период басмачества. Нелегко создававшаяся картина существенно проигрывает в первой половине, даже в двух третях действия, поскольку режиссер Абай Карпыков не очень четко представляет себе искомую интонацию рассказа о своеобразном перемещении во времени юных и беспечных горожан из Алма-Аты 90-х годов, по воле случая втянутых в поиски сокровищ, принадлежавших знатному восточному роду в 20-е годы. Поначалу все излишне многозначительно, полно тайн и недомолвок, и далее, особенно в истории соперничества двух жестокосердечных братьев-казахов из-за чужого богатства, содержится немало не подходящей к этому случаю серьезности и напыщенности, что прежде всего чувствуется в поведении русских актеров Андрея Ростоцкого и Аристарха Ливанова. Как ни парадоксально, первым среди исполнителей насмешливую и добродушную стихию всего происходящего ощущает дебютант Фархат Абдраимов в комической роли вроде бы грозного толстяка, который обладает неожиданно тонким голосом и вполне кротким нравом. А постановщик, вдруг обнаруживший, что его герои ведут себя уже не так, как ранее предполагалось, подхватывает экстравагантную манеру вывертывания ситуаций наизнанку только в сцене танца под испанскую мелодию, позже выбрав именно толстяка в паре с Аленой в качестве вознагражденных за поиски сокровища. И в финале остроумно ставит знак вопроса, поневоле заставляя строить гипотезы: кто же из трех парней, оставшихся в живых вопреки первоначальному сценарию, является нежнее других и тем самым милее для героини? Вот если бы весь фильм сразу был решен в ненавязчиво легком ключе всеобщего разыгрывания, включая жонглирование цитатами из признанных вестернов (критики упоминали «Золото Маккенны», сам Карпыков назвал ленты Серджо Леоне, хотя стоило бы обратить внимание на забавные переклички, в том числе музыкальные, с картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова). Но ныне любой режиссер, сумевший снять и выпустить фильм, воспринимается как отважный герой, вернувшийся невредимым из опасного путешествия — и его следует только за это любить и лелеять.
В ролях: Бопеш Жандаев, Андрей Ростоцкий (см. РОСТОЦКИЙ Андрей Станиславович), Аристарх Ливанов (см. ЛИВАНОВ Аристарх Евгеньевич), Ксения Качалина (см. КАЧАЛИНА Ксения Михайловна), Николай Стоцкий (см. СТОЦКИЙ Николай Викторович), Фархат Абдраимов, Болот Бейшеналиев (см. БЕЙШЕНАЛИЕВ Болот), Владимир Толоконников (см. ТОЛОКОННИКОВ Владимир Алексеевич), Курбан Турдымамедов, Вадим Казинец, Максим Ганиев, Вячеслав Поляринов, Бота Искаков.
Режиссер: Абай Карпыков (см. КАРПЫКОВ Абай).
Авторы сценария: Лейла Ахинжанова (см. АХИНЖАНОВА Лейла), Абай Карпыков (см. КАРПЫКОВ Абай).
Операторы: Алексей Беркович (см. БЕРКОВИЧ Алексей), Георгий Гидт (см. ГИДТ Георгий), Николай Кириенков.
Художники-постановщики: Рустем Одинаев, Александр Ророкин (см. РОРОКИН Александр И).
Композитор: Леонид Десятников (см. ДЕСЯТНИКОВ Леонид Аркадьевич).
Звукорежиссер: Ян Потоцкий (см. ПОТОЦКИЙ Ян Ричардович).
Монтаж: Леонид Мельман (см. МЕЛЬМАН Леонид Натанович).
Продюсеры: Андрей Разумовский (см. РАЗУМОВСКИЙ Андрей Вадимович), Юрий Романенко (см. РОМАНЕНКО Юрий Михайлович), Ораз Рымжанов, Анар Кашаганова, Серик Жубандыков.
Приз Кинопрессы лучшему актеру 1996 года (Ф.Абдраимов поровну с С.Бодровым-мл. «Кавказский пленник»); Номинация на приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1995—1996 гг. в категории «Лучшая работа художника по костюмам» (Г.Диярова).
Энциклопедия кино. 2010.