ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович

ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович

ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович (р. 26.08.1925, город Бобринец, Кировоградская область, Украина), режиссер, сценарист, актер, оператор, композитор.
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967); Народный артист РСФСР (1985); Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества); Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще Анкор!» и «Какая чудная игра»); За выдающийся вклад в отечественный кинематограф награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (1996) и Почетным призом Президента России (2000), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000).
Учился в Саратовском пехотном училище, окончил операторский факультет ВГИКа (1954, мастерская Б.Волчека).
Режиссер принадлежит к славному военному поколению наших кинематографистов. Как у Григория Чухрая, Владимира Басова, Юрия Озерова, Василия Ордынского, Станислава Ростоцкого, и у него в начале жизни была война, пехотное училище, фронт, три года в армии после Победы. В кино начинал как оператор. Многим своим сверстникам режиссерам помог снять «их кино». Например, Марлену Хуциеву «Весну на Заречной улице» и «Два Федора». Затем самоучкой пришел в режиссуру, чтобы снимать «свое кино».
И тут в нем открылись многие дарования: драматурга, композитора, а, главное, режиссера. И сразу определилось творческого лица необщее выражение: лиризм, мягкий юмор, смех, оттененный печалью, мужественный сдержанный драматизм, скромная поэтичность. Он проявил редкое умение работать на стыке жанров и делать человечное, доброе, «про жизнь», по-настоящему зрительское кино.
Это могла быть лирическая комедия — «По главной улице с оркестром» или «Любимая женщина механика Гаврилова». Могла быть мелодрама — «Последняя жертва». Могла быть грустная притча — «Фокусник». И всегда это был жанр с поправкой на неповторимую режиссерскую индивидуальность Петра Тодоровского. Даже авантюрная мелодрама «Интердевочка», первый отечественный фильм о валютной проститутке, вопреки материалу, сохранил милосердие и чистоту художнического взгляда.
С особой силой звучит его авторский голос в фильмах, обращенных к судьбе военного поколения. Они настолько же отображают биографию многих других, насколько и его собственную. Таким был его режиссерский дебют, фильм 1960-х годов «Верность», который сегодня он сам сурово называет «детским лепетом». Действительно, в 1980-е и 1990-е годы в фильмах этого цикла прибавилось горечи, жесткости, драматизма. Спали нецензурные путы, а главное, старше, мудрее стал сам режиссер. Теперь он яснее видит и глубже понимает трагедию своего поколения, у которого в социальном и политическом плане украли победу оплаченную такой невыносимой ценой. Оккупировав Европу, их силами; цинично презрев свои обязательства перед миллионами военнопленных и инвалидов. Но нравственно победу у лучших из них украсть не смогли. Она вошла в их дух, плоть, кровь. Благодаря Марлену Хуциеву, экран запечатлел и сохранил образ одного из них — Петра Тодоровского («Был месяц май»).
1940-е — начало 1950-х наша недалекая, но все более и более удаляющаяся от нас история. В трилогии Петра Тодоровского: «Военно-полевой роман» (1983) — «Анкор, еще анкор» (1992) — «Какая чудная игра» (1995) — мы заново переживаем ее. Ни любви, ни свободы, ни самой жизни — здесь победитель не получает ничего. Кроме нашего уважения, любви, жгучего чувства вины и долга, который уже не оплатить.
А судьба наградила Петра Тодоровского именно в День победы, подарив ему сына.
1956 Весна на Заречной улице (см. ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ) оператор
1956 Моя дочь (см. МОЯ ДОЧЬ) оператор
1958 Два Федора (см. ДВА ФЕДОРА) оператор
1959 Жажда (см. ЖАЖДА) оператор
1960 Сильнее урагана (см. СИЛЬНЕЕ УРАГАНА) музыка песен
1962 Никогда (см. НИКОГДА) режиссер, оператор
1965 Верность (см. ВЕРНОСТЬ (1965)) автор сценария, режиссер
1965 Над нами Южный крест (см. НАД НАМИ ЮЖНЫЙ КРЕСТ) музыка песен
1965 Рабочий поселок (см. РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК) вокал
1967 Фокусник (см. ФОКУСНИК) режиссер
1969 Если есть паруса (см. ЕСЛИ ЕСТЬ ПАРУСА) худ.рук.
1970 Был месяц май (см. БЫЛ МЕСЯЦ МАЙ) актер
1970 Городской романс (см. ГОРОДСКОЙ РОМАНС) режиссер, автор сценария
1973 Своя земля (см. СВОЯ ЗЕМЛЯ) режиссер
1974 Вылет задерживается (см. ВЫЛЕТ ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ) вокал
1974 Есть у меня друг (см. ЕСТЬ У МЕНЯ ДРУГ) худ.рук.
1975 Последняя жертва (см. ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА) режиссер, автор сценария
1977 Трясина («Нетипичная история») (см. ТРЯСИНА) актер
1978 В день праздника (см. В ДЕНЬ ПРАЗДНИКА) автор сценария, режиссер
1981 Любимая женщина механика Гаврилова (см. ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА МЕХАНИКА ГАВРИЛОВА) режиссер
1983 Военно-полевой роман (см. ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАН) композитор, режиссер, автор сценария
1986 По главной улице с оркестром (см. ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С ОРКЕСТРОМ) режиссер, используемая музыка, автор сценария
1989 Интердевочка (см. ИНТЕРДЕВОЧКА) композитор, режиссер
1992 Анкор, еще анкор! (см. АНКОР ЕЩЕ АНКОР) автор сценария, режиссер, композитор
1992 Один (см. ОДИН) худ.рук.
1992 Тень мальчика (см. ТЕНЬ МАЛЬЧИКА) худ.рук.
1993 Стрейнджер (см. СТРЕЙНДЖЕР) худ.рук.
1995 Какая чудная игра (см. КАКАЯ ЧУДНАЯ ИГРА) режиссер, композитор, автор сценария
1998 Ретро втроем (см. РЕТРО ВТРОЕМ) музыка песен, автор сценария, режиссер, композитор
1999 Пришельцам новым (см. ПРИШЕЛЬЦАМ НОВЫМ) используемая музыка
2001 Праздник (см. ПРАЗДНИК (2001)) композитор
2002 Жизнь забавами полна (см. ЖИЗНЬ ЗАБАВАМИ ПОЛНА) режиссер, автор сценария

Энциклопедия кино. 2010.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович" в других словарях:

  • ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович — (р. 1925) российский кинооператор и кинорежиссер, народный артист России (1985). Снял фильмы Весна на заречной улице (с Р. Б. Василевским, 1956) и др. Постановки: Верность (1965), Фокусник (1968), Последняя жертва (1976), Любимая женщина механика …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тодоровский, Петр Ефимович — Кинооператор и кинорежиссер, Народный артист РСФСР; родился 26 августа 1925 г. в г. Бобринце Украинской ССР; участник Великой Отечественной войны; окончил ВГИК в 1954 г.; работал на киностудии "Молдова фильм", на Одесской киностудии, на …   Большая биографическая энциклопедия

  • Тодоровский, Петр Ефимович — …   Википедия

  • Тодоровский Петр Ефимович — …   Википедия

  • Петр Ефимович Тодоровский — Режиссёр, сценарист, актёр, оператор, композитор, Народный артист России Петр Ефимович Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец, Кировоградской области (Украина). В самый разгар войны, летом 1943 года, он стал курсантом… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Петр Ефимович Тодоровский — Пётр Тодоровский Имя при рождении: Пётр Ефимович Тодоровский Дата рождения: 26 августа 1925 Место рождения: Бобринец, УССР …   Википедия

  • Тодоровский, Пётр Ефимович — Тодоровский, Петр Ефимович ТОДОРОВСКИЙ Петр Ефимович (родился в 1925), российский кинорежиссер, оператор. Сотрудничал с М.М. Хуциевым в фильмах: “Весна на Заречной улице” (1956), “Два Федора” (1959). Поставил фильмы: “Верность” (1965), “Фокусник” …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТОДОРОВСКИЙ — Петр Ефимович (родился в 1925), российский кинорежиссер, оператор. Сотрудничал с М.М. Хуциевым в фильмах: Весна на Заречной улице (1956), Два Федора (1959). Поставил фильмы: Верность (1965), Фокусник (1968), Городской романс (1971), Любимая… …   Современная энциклопедия

  • Тодоровский Пётр Ефимович — (р. 1925), кинооператор и режиссёр, народный артист РСФСР (1985). Снял фильмы «Весна на Заречной улице» (с Р. Б. Василевским, 1956) и др. Поставил фильмы: «Верность» (1965), «Фокусник» (1968), «Последняя жертва» (1976), «Любимая женщина механика… …   Энциклопедический словарь

  • Тодоровский Валерий Петрович — (р. 1962), кинорежиссёр, сценарист. Сын П. Е. Тодоровского. В кино с 1984. Сценарии фильмов: «Двойник» (1986), «Гамбринус» (1990), «Циники» (1991) и др. По собственным сценариям поставил фильмы: «Катафалк» (1990), «Любовь» (1991), «Подмосковные… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»