- ТИХИЕ СТРАНИЦЫ
-
«ТИХИЕ СТРАНИЦЫ», Россия-Германия, Северный фонд/Eskomfilm (Сыктывкар)/Zero film (Германия), 1993, цв., 80 мин.
Духовная драма.
По мотивам русской прозы XIX века.
Если представить себе рождение замысла фильма «Тихие страницы», то вероятно, в начале было слово, и это слово Бог. В системе философских и мистических воззрений Сокурова Божественный Логос вписывает в книгу бытия собственное имя каждого, предначертывает осмысленную линию судьбы. Бог первичен, Он точка отсчета. При этом мир, возникающий на экране, с его тотальной рецепцией и ориентацией на постапокалиптическое измерение, как бы полностью игнорирует то, что было в начале. Он совершенно имперсонален, подобен живому трупу. Здесь ни человек, ни камень не выдерживает испытания на божественную самоценность, Образ главного героя (П. Чередник), вбирающий в себя черты целого ряда персонажей мировой культуры («ничтожные герои» Пушкина и герои повестей Гоголя, персонажи Андреева и Блока, Данте и Достоевского. Ромул и Рем) напоминает их всех, но лишен какой бы то ни было личностной определенности. Самим названием фильма Сокуров открыто признается в том, что строит сюжет на литературных ассоциациях, главный акцент при этом делая на русской прозе XIX века. Нравственная философия Достоевского с ее равновеликими друг другу проблемой Бога и проблемой современного человека, имеет здесь особое значение. Это проявляется не только в том, что нам дозволено узнавать конкретику романа «Преступление и наказание» (в фильм введены отрывки диалогов). Провидчески подмеченная Достоевским духовная катастрофа человека, проистекающая из тезиса, исповедуемого нигилистами и бунтарями (в том числе и Раскольниковым): «если Бога нет, то все позволено», по Сокурову претворилась в современности. Отсутствие Бога, разрушенный мост мост между звеньями бытия, человеком и человеком, в конечном итоге делает мир обреченным на небытие. Фильм «Тихие страницы» — словно блуждание во мраке небытия, отчаянный поиск утраченной грани между жизнью и смертью, светом и тьмой, преступлением и наказанием. Набережная. Темная неподвижная вода канала. Фантастическая панорама, от которой веет необъяснимым холодом. Герой, едва различимый на фоне серых каменных стен, сидит на ступенях у спуска к воде, скорченный, поникший. Безразлично кружат над водой нереально белые птицы, словно указывают в ауспиции — гадании по полету птиц: головой в омут, и конец. Город. С прогнившим нутром затхлых домов-колодцев и убожеством доходных кварталов, представленный в цветовой гамме, с преобладанием болотно-пепельных тонов. Этому городу словно предпослано «быть пусту»; люди здесь все еще шныряют по улицам, но как-то однообразно-устало. Невозможно выразить определенно то, чем наполнено существование этих людей. Выродившееся желание «хлеба и зрелищ», — пожалуй, последнее, что намекает на видимость общности.
В ролях: Александр Чередник (см. ЧЕРЕДНИК Александр), Сергей Барковский (см. БАРКОВСКИЙ Сергей Викторович), Елизавета Королева, Галина Никулина (см. НИКУЛИНА Галина), Ольга Онищенко (см. ОНИЩЕНКО Ольга), С. Торопов, Александр Шурыгин, В. Маслачков, Валерий Козинец (см. КОЗИНЕЦ Валерий Евсеевич).
Режиссер: Александр Сокуров (см. СОКУРОВ Александр Николаевич).
Авторы сценария: Александр Сокуров (см. СОКУРОВ Александр Николаевич), Юрий Арабов (см. АРАБОВ Юрий Николаевич), Андрей Черных (см. ЧЕРНЫХ Андрей Васильевич).
Оператор: Александр Буров (см. БУРОВ Александр Васильевич).
Художник-постановщик: Вера Зелинская (см. ЗЕЛИНСКАЯ Вера Евгеньевна).
Используемая музыка: Густав Малер.
Исполнение песен: Лина Мкртчян.
Звукорежиссер: Владимир Персов (см. ПЕРСОВ Владимир Маркович).
Монтаж: Леда Семенова.
Продюсеры: Мартин Хейгеман, Томас Куфус, Владимир Фотиев.
Энциклопедия кино. 2010.