СЦЕНАРИЙ в кино


СЦЕНАРИЙ в кино

СЦЕНАРИЙ в кино, киносценарий (итал. scenario), произведение кинодраматургии, предназначенное для экранизации; включает детальное описание действия с текстом речей персонажей. Сценарий является необходимой стадией реализации замысла фильма, в нем заложены тема, сюжет, идейно-художественная концепция, характеры персонажей. В ходе развития кино сформировался как произведение литературы, но со специфическими признаками, связанными с воплощением словесного текста в звукозрительном виде на экране. Необходимость емких и лаконичных сюжетных конструкций диктуется ограниченностью во времени, отпущенной на демонстрацию фильма. Текст сценария обычно не превышает 3-х авторских листов.
Вид сценария изменялся вместе с развитием кино. В немом кино наиболее распространенной формой была план-схема («технический сценарий»), где для каждого кадра четко обозначалось, откуда и как снимать, но не было образной трактовки событий (по такому сценарию был снят «Броненосец «Потемкин»). Затем, в противовес «техническому» сценарию появился «эмоциональный», теоретиком которого принято считать С. М. Эйзенштейна. Появление звука в кино вызвало структурные изменения сценария. Слово, звучащее в диалоге или монологе, теперь могло преобладать над изображением. Укрупнение эпизодов, чтобы герой успел высказаться, уменьшение их количества и, наоборот, обилие диалогов, сюжетная организация приближали сценарий к пьесе. Лучшие сценарии мирового и советского кино написаны на основе литературных произведений. («Чапаев» по роману Д. А. Фурманова, 1934; «Гроздья гнева» по роману Дж. Стейнбека, 1940).
Отход от литературных источников сценария характерен для эпохи итальянского неореализма. Непосредственное наблюдение за жизнью простых людей, достоверное подражание этой жизни заставили сценаристов итальянского кино отказаться от многих сценарных канонов и искать новые композиционные формы изображения жизни на экране. Сценарии многих неорелистических фильмов являют пример совместного творчества режиссера и сценариста (В. Де Сика и Ч. Дзаваттини и др.). В конце 50-х годов в западном кино появились противники сценария, считающие, что он сковывает свободу режиссерского замысла. Такой подход был связан с концепцией «авторского кино» и с некоторыми творческими поисками того времени. В кино советского периода отказа от сюжета не было. Сценарное творчество было тесно связано с литературой. Более того, развитие принципов «авторского кино» не отменяет необходимости в сценарии как литературной основы фильма, что подтверждается творчеством В. М. Шукшина, являющегося и сценаристом и режиссером своих фильмов.

Энциклопедия кино. 2010.

Смотреть что такое "СЦЕНАРИЙ в кино" в других словарях:

  • Кино-литература — КИНО ЛИТЕРАТУРА. Термин этот в применении к произведениям слова выдвинут лишь литературным сегодня. Примененный же к произведениям кинематографического искусства, он лежит за пределами литературы, ибо в нем отсутствует необходимый для этого… …   Литературная энциклопедия

  • Кино-литература —     КИНО ЛИТЕРАТУРА. Термин этот в применении к произведениям слова выдвинут лишь литературным сегодня. Примененный же к произведениям кинематографического искусства, он лежит за пределами литературы, ибо в нем отсутствует необходимый для этого… …   Словарь литературных терминов

  • Сценарий — (scenario) первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле. Понятием С. драматургия обязана Commedia dell′arte. Устанавливая основные сюжетные узлы комедии и указывая состав действующих масок и те темы, к рые… …   Литературная энциклопедия

  • Кино — Кино. Первый в России публичный киносеанс состоялся в Петербурге 4 мая 1896 в помещении летнего театра «Аквариум». 6 мая эта же программа фильмов братьев Люмьер была показана в первом кинотеатре, устроенном на Невском проспекте (дом 46). До 1907… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • кино — Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 в саду . Затем кинопрограммы показывались во временных помещениях на . Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 русским кинопредпринимателем ; архитектор… …   Москва (энциклопедия)

  • Кино —       Первый в России публичный киносеанс состоялся в Петербурге 4 мая 1896 в помещении летнего театра «Аквариум». 6 мая эта же программа фильмов братьев Люмьер была показана в первом кинотеатре, устроенном на Невском проспекте (дом 46). До 1907… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • КИНО — Фильм это жизнь, с которой вывели пятна скуки. Алфред Хичкок Фильм не кусок жизни, а кусок пирога. Алфред Хичкок Кино искусство не для ученых, а для неграмотных. Вернер Херцог Фотография это правда. А кино это правда 24 кадра в секунду. Жан Люк… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • СЦЕНАРИЙ — СЦЕНАРИЙ, я, муж. 1. Драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. Игровой, документальный с. С.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Сценарий — (от итал. scenario), произведение кинодраматургии, предназначенное для дальнейшего воплощения на экране. Сценарий являет собой словесный прообраз фильма, предвосхищение его образов.Тема, проблематика, сюжет, система характеров, идейно… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Сценарий — У этого термина существуют и другие значения, см. Сценарий (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторите …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СЦЕНАРИЙ в кино» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.