- СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА
-
«СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА», СССР, Мосфильм, 1975, цв., 94 мин.
Лирико-поэтическая драма.
Герой фильма проводит в пионерском лагере последнее лето своего детства. Фильм состоит из одиннадцати новелл: «Эпилог», «Кто есть кто», «Белый камень», «Мизантроп», «Маскарад. Акт второй», «Бессонница. Середина лета», «Компот из вишни», «Подвижные игры на свежем воздухе», «Неожиданный ливень. Август», «Пролог».
Лето. Старая усадьба. Первая любовь, поражающая, как солнечный удар. Улыбка Моны Лизы, высвеченная проектором. Не слишком обременительные сельские работы. Самодеятельный спектакль — постановка лермонтовского «Маскарада». Очарования и разочарования, знакомство с другими и с собой. Горе любви без взаимности и грусть от того, что лето проходит. Не сюжетные перипетии определяют характер повествования, а именно состояние счастья, которое слагается из множества малозначительных пустяков, нечаянных и ожидаемых слов, красоты природы. Гармонию окружающего мира нужно почувствовать, ощутить, вобрать в себя, чтобы мимолетные настроения, обиды, обманы не породили отчаяния.В детские дни каждый — единственный, и от улыбки девочки, от поступка друга, от взгляда учителя зависит все. Этот мир Соловьев строит по законам искусства и при участии искусства. Он пытается дать ответ на вопрос, почему столь важна эта прививка культуры. Именно она способна избавить юного человека от одиночества, подарить ему чужой опыт, переживаемый как свой, личный. Культура и природа — помощники и спасители для тех, кто понял их мудрость и красоту. Уводя своих героев из города, помещая в волшебный, почти что изолированный мир (все признаки пионерского лагеря снивелированы), Соловьев рассказывает притчу о «духовном мужании, о нравственном воспитании». Здесь важна чистота художественного эксперимента, выключенность из конкретных социальных и даже исторических обстоятельств. И все участники постановки оказываются вовлеченными в это «лабораторное испытание», в котором правят законы красоты, эмоционального и душевного взросления, встречи с гармонией, которая должна стать охранной грамотой в жизни каждого человека.
«Нам хотелось дать неясное ощущение счастья, гармонии, ожидания чего-то и — вечности. Так, эпиграфом появился букет на окне вначале. Ведь эти ощущения нам знакомы с детства. Это фильм о духовном мужании, о нравственном воспитании. Но не ищите здесь абсолютных негодяев или идеально положительных личностей. Ребята с начала жизни накапливают знание о мире и эмоциональный опыт. В отрочестве складывается психологическая и нравственная структура, осознание себя и других, себя среди других.» (Сергей Соловьев).
За создание фильма сценарист А. Александров, сценарист и режиссер С. Соловьев, оператор Л. Калашников получили Государственные премии СССР 1977 года и премий Ленинского комсомола 1976 года; на Берлинском кинофестивале 1975 года режиссер Сергей Соловьев получил приз «Серебряный медведь»; на Всесоюзном кинофестивале 1976 года во Фрунзе были вручены главная премия коллективу и приз за лучшую операторскую работу (Л. Калашников).
В ролях: Борис Токарев (см. ТОКАРЕВ Борис), Татьяна Друбич (см. ДРУБИЧ Татьяна Люсьеновна), Ирина Малышева (см. МАЛЫШЕВА Ирина Валентиновна), Юрий Агилин, Сергей Шакуров (см. ШАКУРОВ Сергей Каюмович), Нина Меньшикова (см. МЕНЬШИКОВА Нина Евгеньевна), Арина Алейникова (см. АЛЕЙНИКОВА Арина Петровна), Андрей Звягин, Юра Соркин, Татьяна Юринова, Сергей Хлебников, В. Благовидова, Виктор Маркин (см. МАРКИН Виктор Григорьевич), Т. Кавешникова, С. Лопухов, И. Потолова.
Режиссер: Сергей Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович).
Авторы сценария: Александр Александров (см. АЛЕКСАНДРОВ Александр Леонардович), Сергей Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович).
Оператор: Леонид Калашников (см. КАЛАШНИКОВ Леонид Иванович).
Художник-постановщик: Александр Борисов (см. БОРИСОВ Александр Тимофеевич).
Композитор: Исаак Шварц (см. ШВАРЦ Исаак Иосифович).
Звукорежиссеры: Владимир Крачковский (см. КРАЧКОВСКИЙ Владимир Васильевич), Владимир Бахмацкий (см. БАХМАЦКИЙ Владимир).
Монтаж: Алла Абрамова.
Энциклопедия кино. 2010.